Т-40 – среди сельчан, фермеров и людей рабочих профессий, на просторах бывшего СССР, сложно найти человека, который хотя бы заочно не был знаком с этим легендарным трактором!
Дебютировала эта машина в далеком 1961 году, став родоначальником целого ряда сельскохозяйственной техники, выпускаемой Липецким тракторным заводом в последующие годы.
Опыт полученный при создании и дальнейшей эксплуатации Т-40 послужил фундаментом для создания всей линейки колесных тракторов, сошедших с конвейера ЛТЗ в последующие годы.
Несмотря на то, что выпуск этого работяги был прекращен еще в 1995 году, тысячи этих тракторов до сих пор вполне успешно продолжают трудиться на полях нашей страны.
Содержание
Описание и устройство трактора
Трактор Т 40 АМ имеет компактные размеры, благодаря чему с легкостью обрабатывает небольшие площади, и может маневрировать в саду или теплице. Он пашет легкие почвы и транспортирует груз. На него можно установить стогометатель, что упрощает работу крестьян во время сенокоса. В зимнее время данную модель используют для очищения дорог от снежных наметов. Перед тракторным заводом была поставлена задача создать универсальную машину средней мощности для выполнения ряда функций, а также пахать землю.
Устройство трактора простое, но, тем не менее, в нем есть следующие элементы электрооборудования:
- генератор;
- электростартер;
- аккумулятор;
- пневмокомпрессор;
- освещение;
- гидравлическая система.
Трактор Т 40 пользовался большой популярностью
Несмотря на то, что трактор Т 40 вышел в производство еще в советские времена, он пользуется популярностью и сейчас, благодаря своей выносливости и универсальности. У машины есть ряд преимуществ, среди которых следует выделить:
- трактор проходит на любом типе грунта и при любых условиях;
- на любой скорости он может легко маневрировать;
- используется для разных видов работ в аграрной промышленности;
- долговечный и надежный в использовании;
- запчасти для ремонта можно купить даже на рынке.
Но несмотря на множество плюсов, Т 40 имеет и минусы:
- воздушное охлаждение не справляется со своими функциями летом, в дни, когда температура поднимается выше 27 градусов, из-за чего мотор быстро греется;
- мотор практически невозможно запустить в морозные дни;
- в кабине нет кондиционера и подогрева, что создает дискомфорт для водителя.
Несмотря на указанные недостатки, трактор Т 40 не теряет свою популярность на территории всех стран постсоветского пространства. Его приобретают даже для собственного пользования индивидуальные землевладельцы из-за небольших габаритов и высокой выносливости.
Это интересно:
Большой ремонт видео
Т-40 (базовая модель) выпускался в многообразных модификациях. Прежде всего, они различались силовыми агрегатами. Производилось 3 версии (помимо базовой) с двигателем Д-37:
- Т-40А – полноприводная модификация;
- Т-40АН – версия отличалась некрупным дорожным просветом, поскольку использовалась для работы на склонах;
- Т-50А – промышленная версия, дополненная погрузчиком;
Модификаций Т-40 с агрегатом Д-144 было четыре:
- Т-40М – заднеприводный вариант;
- Т-40АМ – полноприводная версия;
- Т-40 АМН – модель с малым дорожным просветом. Аналог вариант Т-40АН с более мощным двигателем;
- Т-40АП – полноприводная версия, применяемая в коммунальном хозяйстве.
Характеристики двигателя
На данной модели устанавливался двигатель Д-144, имеющий мощность 50 л. с. (36,8 кВт). Д-144 – это четырёхцилиндровый рядный четырёхтактный дизель воздушного охлаждения, применяемый на целом ряде спецтехники. Рабочий объем цилиндров составляет 4,15 л с крутящим моментом 221,4 Нм, а коэффициент запаса крутящего момента – 15%. Свои характеристики двигатель выдаёт, потребляя 242 г/кВт ч. Максимальную мощность двигатель развивает при 2000 об/мин.
Подача топлива идет посредством топливного всережимного насоса рядного типа, закрытых форсунок и многослойного распылителя. Фильтры грубой и тонкой очистки легко заменяются и подходят от многих других тракторов.
Система смазки подвижных деталей работает, разбрызгивая масло на эти самые детали. Охлаждается масло в отдельном радиаторе, который дополняет принудительное воздушное охлаждение за счет выхода части тепла через него. В системе смазывания также есть масляный насос с приводом от двигателя и фильтр.
Система охлаждения работает принудительно за счёт вентилятора, срабатывающего при поступлении сигнала с датчика температуры.
Кабина трактора т 40 ам
Рождение легенды
Создавался Липецкий Тракторный Завод в военное время в 1943 году, на основе уцелевших цехов завода «Станкострой».
По заданию Государственного оборонного комитета, ставилась цель, создание сельскохозяйственного гусеничного пропашного трактора средней мощности. Для нужд завода в срочном порядке были отозваны с фронта технологи, инженеры, конструктора и рабочие необходимых специальностей.
Первым детищем завода стал трактор КД-35, первые серийные модели которого поступили в совхозы страны уже к концу 1944 г. Различных модификаций этой машины до начала 60-х годов было выпущено 113600 штук, после чего завод перешел на производство колесных тракторов.
Работы над первыми колесными тракторами начались в 1956 г., это были самоходные шасси с двубрусной рамой и задним расположением силовой установки. Но настоящим предшественником нашего героя стал Т-25 (не путать с Владимировцем) разработанный в 1958 и пошедший в серию в 1960 под обозначением Т-30 и следом в этом же году Т-35 с более мощным двигателем.
Массовое же производство началось с универсально – пропашного трактора Т-40 выпущенного в 1961 г.
«Сороковка» вобрала в себя весь приведущий опыт и очень быстро стала настоящим бестселлером советского тракторостроения! В целом за период с 1961–1995 тракторов Т-40 и его модификаций было выпущено больше миллиона!Испытания, проведенные в 1970 г. показали, что эта машина показала себя как одна из лучших по надежности в СССР, а также завоевала золотые медали на европейских выставках с 1966 по 1970 г. проходивших в Маркклееберге и Лейпциге.
Техническое обслуживание трактора
Для трактора Т 40 АМ проводятся номерные технические обслуживания:
- ТО 1;
- ТО 2;
- ТО 3.
Периодичность их проведения зависит от показателя счетчика мото-часов и датчика израсходованного горючего. ТО 1 должно проводиться через каждые шестьдесят часов работы агрегата. При этом должно быть расходовано 350 кг дизельного топлива. В процессе обслуживания выполняют следующие работы:
- Доливается топливо.
- Доливается масло в картер.
- Очищается система воздушного охлаждения.
- Меняется масло в поддоне воздухоочистителя.
- Доливается масло в гидравлическую систему.
- Смазать узлы переднего моста.
- Очистить поверхность двигателя.
- Проверить ремень вентилятора.
- Осмотреть аккумулятор и долить дистиллированную воду.
- Слить отстой.
- Подтянуть крепления колес.
- Проверить, хватает ли давления воздуха в колесах.
ТО 2 проводят после того, как машина отработает 240 часов и расходует 1400 килограмм горючего. В этом случае действия будут такими:
- Выполняются все пункты ТО.
- Моется поверхность трактора.
- Доливается масло в ступицы переднего моста.
- Смазываются рабочие узлы.
- Очищаются фильтры.
- Проводится регулировка муфты сцепления Т 40 АМ.
- Проверяется электропроводка.
- Подтягиваются крепления всех узлов.
Навесное оборудование трактора Т 40 увеличивает количество возможных работ
ТО 3 проводится после того, как трактор проработает на протяжении 960 часов, при этом использовав 5 600 килограмм горючего. При выполнении технического обслуживания понадобится выполнить следующие действия:
- Выполняются все пункты ТО 2.
- Производится смена масла в топливном насосе и переднем мосту.
- Меняется смазка в генераторе.
- Очищается все узлы топливной системы.
- Чистятся форсунки и распылитель.
- Осматривается генератор и при необходимости очищается коллектор.
- Производится зарядка аккумулятора.
- Очищаются топливные баки обоих двигателей.
- Меняются фильтры.
- Осматривают колеса переднего моста и регулируются зазоры подшипников.
- Меняются местами шины всех колес.
- Проверяется работа трактора на холостом ходу.
При необходимости производится ремонт трактора.
Это интересно:
Регулировка клапанов
Газораспределительный механизм у двигателя трактора Т-40 время от времени нуждается в проверке и максимально точной регулировке клапанов, которая обычно выполняется не в ремонтном, а в рабочем порядке самим оператором машины. По техническим правилам подобная регулировка должна проходить каждые 480 ч работы трактора (то есть не реже чем через 20 суток).
Двигатель Т-40 имеет стандартно 4 клапана – два выпускных и два впускных для запуска в цилиндры свежего воздуха, выпуска отработанных газов и защиты камеры сгорания. Для двигателей Д-36, Д-37 они имеют тарелки разных диаметров – выпускные на 4 мм меньше. Клапаны приводятся в действие посредством бокового усилия коромысел на их стержни. Именно в отладке величины зазора между бойками коромысел и клапанными стержнями, а также в обеспечении наиболее плотного прилегания клапанов к сёдлам и заключается регулировка этого механизма:
- Если зазор между клапанами и коромыслом маловат, то может происходить нежелательная утечка газа,
- Если это расстояние велико, то это может стать причиной стука и быстрого износа деталей.
Регулировку клапанов необходимо проводить на холодном двигателе и в том же порядке, в каком он работает: сначала 1-ый клапан, затем 3-й, 4-й и 2-ой.
При этом наладка каждого отдельного клапана проходит в несколько последовательных этапов:
- На шкиве привода устанавливается положение поршня первого из цилиндров двигателя в конечное положение сжатия до закрытия впускного и выпускного клапанов.
- Снимается клин заднего кардана. Это можно сделать, если переместить вал с поворотом руля на себя, тогда кардан легко отводится в сторону.
- Ослабляется контргайка у регулировочного винта коромысла.
- Проверяется величина зазора специальным щупом. В идеальном случае при холодном двигателе она должна составлять ровно 0,3 мм.
- Регулируется величина зазора путем изменения степени завинченности винта (закручивая его сильнее либо ослабляя).
- Снова проводится контроль величины посредством щупа.
- При удовлетворительных контрольных данных устанавливается обратно и затягивается контргайка.
После проведенных действий и при умеренной работе двигателя герметичность клапанов может сохраняться достаточное время для продолжительной работы без настройки.
На видео трактор т-40АМ в работе:
Двигатель
Т-40 комплектовался дизельными четырехтактными двигателями Д-37 и Д-144, которые поставлялись Владимирским тракторным заводом. Мощность Д-37 составляла 37 л.с., Д-144 – 50 л.с. Пуск двигателя осуществлялся посредством пускового бензинового двигателя ПДВ (малое число моделей) или электростартера. Позднее появился двигатель Д-37М, отличающийся неразделенной камерой сгорания, обеспечивающей меньшее потребление топлива.
Мотор трактора Т-40 состоял из системы питания топливом и воздухом, кривошипно-шатунного механизма, системы охлаждения, механизма распределения, пускового устройства и масляной системы.
На левой стороне мотора размещались средний дефлектор, топливная аппаратура, выпускной и впускной трубопроводы. Справа находились стартер (пускач), генератор, форсунки, механизм привода декомпрессора, масляная центрифуга и генератор. В передней части располагались шкив привода вентилятора и генератора, маслозаливная горловина, вентилятор, счетчик моточасов и насос гидравлики.
Топливный режим в Т-40 регулировался дроссельным диском, установленным перед защитной сеткой вентилятора и масляного радиатора.
При работе трактора в холодное время рекомендовалось отключать радиатор от масляной системы и крепить дроссельный диск шпильками перед сеткой вентилятора. При положительной температуре производились обратные действия. Контролировать температуру можно было на основе данных термометра.
При техническом обслуживании и своевременном осмотре двигатель Т-40 работал весьма продолжительное время.
При этом запрещалось:
- Сильно нагружать холодный, недавно отремонтированный или новый мотор, не прошедший предварительную обкатку.
- Эксплуатировать агрегат с пониженным давлением масла.
- Работать длительное время при перегрузке двигателя.
- Эксплуатировать мотор без кожуха вентилятора.
- Заливать в двигатель недопустимые сорта масла.
- Продолжительно оставлять двигатель работающим на холостом ходу.
- Работать при низкой температуре масла в картере (ниже 55 градусов).
- Эксплуатировать мотор при неисправном воздухоочистителе или без него.
- Работать при перегревшемся двигателе (свыше 105 градусов).
Назначение
Т 40 АМ разработан для вспашки и обработки легких почв, различных работ в теплицах и садах, им успешно обрабатываются пропашные культуры, а также на него устанавливают стогометатель, снеговой отвал и с его помощью возможно проведение транспортных работ. Производство трактора изначально было направлено на создание средней по мощности машины для агрикультурных работ универсального характера, способной выполнять также и вспашку.
Технические характеристики Т-40
- Мощность двигателя — Д-37, Д-144 37; 50 л.с.
- Конструктивная масса — 2.3–2.6 т.
- Диапазон скоростей — 1.6–27 км/ч.
- Количество передач вперед/назад — 7/7
- Трактор тягового класса — 0.9 т.с.
- Габариты д /ш /в — 3660/1620/2100 мм.
- Агротехнический просвет — 500 мм.
- Регулируемая колея — 1200–1800 мм.
Двигатель
«Сороковка» оснащалась двигателями Владимирского тракторного завода. Базовый Т-40 комплектовался силовой установкой Д-37, мощностью 37 л.с. На более позднюю модификацию Т-40М ставили дизель Д-144 мощностью в 50 л.с.
Д-37
Оба этих двигателя – это четырехтактный, четырехцилиндровый дизель с воздушным охлаждением. В конструкции двигателя отсутствует блок-картер, а съемные цилиндры, имеющие рядное исполнение, снабжены радиаторными ребрами для лучшего отведения тепла.
Д-144
Для лучшего охлаждения масла дополнительно устанавливался масляный радиатор, так как воздушного охлаждения в жаркую погоду было явно недостаточно. В зимнее время года радиатор рекомендовалось отключать от масляной системы, летом же возвращали все в исходное состояние. Контроль за температурой осуществлялся с помощью соответствующего датчика на панели приборов.Дизель имел в основном электростартерный пуск, реже устанавливался бензиновый пусковой двигатель ПД-8.
Несмотря на недостатки в системе охлаждения, силовые установки которыми агрегатировались Т-40 и его модификации, при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании, до сих пор считаются вполне надежными.
J — ведущий шкив привода вентилятора; 2 — генератор; 3 —1 вентилятор; 4 — передний дефлектор; 5 — головка цилиндра; 6 — форсунка; 7 — впускиой трубопровод; 8 — выпуски ой трубопровод; 9 — цилиндр; 10 — средний дефлектор; 11 — картер маховика; 12 ~~ топливные фильтры; 13 — картер дизеля; 14 — щуп-масломер; 15 — масляный картер; 16 — шатун; 17 — коленчатый вал
Смазочная система: 1 — масляный фильтр (центрифуга); 2 — масляный радиатор; 3 — указатель температуры масла; 4 — указатель давления масла; 5 — шестерня привода топливного насоса; б — переключатель «знма — лето»; 7 — промежуточная шестерня газораспределения; 8 — масляный насос; 9 — редукционный клапан Остальные детали смазываются разбрызгиванием
Расход топлива
Трактор т 40 ам при проведении пахотных работ потребляет 15 кг топлива в час, тогда как номинальный расход – 7,2 кг в час.
Коробка передач
Трактора Т-40 и его модификации оснащались четырехходовой, восьми скоростной (одна замедленная передача), механической коробкой передач.
Наличие реверса (возможность двигаться на всех передачах как вперед, так и назад) делало «Сороковку» более маневренной и увеличивало производительность.
Отличительной чертой коробки стало расположение валов, расположенных поперёк — это позволило значительно укоротить конструкцию и совместить ее в едином агрегате, с механизмами заднего моста. Такое решение позволило значительно уменьшить габариты трактора.
Коробка передач: 1 — корпус трансмиссии; 2, 21, 26, 29, 32 — подшипникн; 3 — вторичный вал; 4 — ходоуменылитель; 5 —крышка ходоумекьши-теля; 6 — коническая шестерня реверса; 7 — трубопровод маслоприемника; S, 15 — маслоприемиики; 9— рычаг переключайся реверса и ходоуменьшителя; 10 — ведущая коническая шестерня: 11 — вал муфты главного сцепления; 12 — муфта реверса; 13 ~— пробка-сапун; 14 — вилка переключения реверса; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — кулиса; 18—рычаг переключения передач; 19 — чехол; 20 — валик механизма переключения; 22 — первичный вал; 23 — блок шестерен заднего хода; 24— крышка корпуса трансмиссии; 25 — педаль блокировки дифференциала; 27 — вал-шестерня замедленной передачи; 28 — промежуточная шестерня замедленной передачи; 30, 31 — стаканы подшипников; 33 — шток; 34 — вилка; 35 — полуось; 36 — зубчатая муфта блокировки дифференциала; 37 — дифференциал; 38 —• ведомая цилиндрическая шестерня промежуточной передачи; 39 — пробка сливного отверстия; 40 — качающаяся рамка; 41 — выключатель четырехходовая с поперечным расположением валов
Передняя стенка трансмиссии соединяется с корпусом сцепления, а также имеет резьбовые соединения для установки некоторых элементов управления машиной.
На задней стенке коробки есть крепления для установки рычагов навески, а также установлен удлинитель ВОМ. По бокам крепятся тормозные рукава.
Рычаги и механизмы управления передачами, дифференциала и реверсом, расположены на крышке верхней части коробки.
Ходовая часть
Опорой трактору служат передний и задний мост. Передняя ось выполняет функцию опоры и служит для смены направления колес с помощью рулевого управления. Задние колеса преобразовывают крутящий момент передаваемый двигателем, в движение трактора.
На колеса могут устанавливаться дополнительные груза, для увеличения сцепной массы трактора если того требуют эксплуатационные условия.
Давление, поддерживаемое в шинах должно составлять примерно 0,10–0,14 МПа, смотря какие работы вы будете выполнять и какое навесное оборудование использовать.
Есть возможность установки колес «наизнанку», что позволяет значительно расширить колею, например, для работы на крутых склонах, с 1200 – 1800мм. Агротехнический просвет также имеет возможность регулировки и составляет от 500–650 мм.
Подвеска переднего моста: 1 — поворотный кронштейн; 2 пружина; 3 — болты; 4 — штифт; 5 — крышка; 6 — шток; 7 — сухарь; 8 — кронштейн; 9 — масленка; 10 — втулка; 11 — траверса; 12 — упорный шарикоподшипник; 13 — выдвижной кронштейн; 15, 16 — упорные кольца; 17 — гайка момента, передаваемого передним ведущим колесам тракторов Т-40АМ и Т-40АИМ
Рулевое управление
Все модели трактора Т-40 оснащены гидроусилителем руля (ГУР). Сигнал на гидроусилитель передается рулевой колонкой посредством карданных валов. ГУР тем временем посылает усилие сошкам, поворачивая тем самым колесо вправо или влево.
Рулевое управление: 1 —– сошка; 2 — кронштейн; 3 — гидроусилитель; 4 — клин в сборе; 5 — кардан в сборе; 6 — вал кардана в сборе; 7 — стойка рулевого управления; 8 — вал; 9 — рулевое колесо; 10 -г- гайка; 11 — пружинная шайба
Гидроусилитель рулевого управления: 1 — сал сошки; 2 — передняя крышка; 3, 5 — гайки; 4 — шарикоподшипник; 6 — передняя гайка; 7 — пружинная шайба; 8 — уплотнение; 9 —* поршень; 10 — корпус; 11 —- верхняя крышка корпуса; 12, 23 — регулнровоч-* ные винты; 13, 22 — гайки-колпачки; 14 — штнфт; 15 — винт гидроусилителя;1 16 — задняя крышка; 17 — задняя гайка; 38 — упор; 19 — пружина; 2G пружина золотника; 21 = эолотннк; 24 — предохранительный клапан; 25 26 — пробки
Электрооборудование
Схема электрооборудования трактора со стартером: Если прицеп имеет механизм опрокидывания с гидроцилиндром, то с помощью шлангов и разрывных муфт соединяют гидроцилиндр с гидросистемой трактора (с задними трубопроводами). Управляют механизмом опрокидывания с помощью левой рукоятки гидрораспределителя. В тех случаях, когда гидрофицированный крюк прикладывают к трактору, его закрепляют болтом в обойме 12 и он лежит на тягах блокировки навесного устройства. Когда в такой комплектовке трактор поступает в хозяйство, то в зависимости от планируемого вида работы снимают гидрофицированный крюк или навесное устройство. 4.19. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Электрооборудование, установленное на тракторах, предназначено для пуска дизеля и обеспечения работы трактора и сельскохозяйственных машин в ночное время как при выполнении сельскохозяйственных работ, так и при использовании трактора как транспортного средства. Система электрооборудования трактора — однопроводная, при которой минусовым проводом служат металлические части — «масса» трактора. Источники электрической энергии соединены отрицательными клеммами с «массой». Номинальное напряжение—12 В.
Устройство
В целом Т 40 ам – не самый сложный по устройству трактор. Из электрооборудования в нём есть генератор, электростартер, аккумулятор, пневмокомпрессор, иногда имеется гидравлическая система, а также освещение.
Кабина
Кабина одноместная, закрытая, из панелей, соединенных точечной сваркой. Каркас из труб обеспечивает безопасность при опрокидывании.
Достаточно неплохой обзор позволяет качественно выполнять сельскохозяйственные работы. Лобовое стекло укомплектовано стеклоочистителем.
Крыша сделана из фанеры и обшита коже заменителем. Справа установлен плафон светильника, спереди на брусе вентилятор, в левом углу сзади крепление для термоса.
Все основные органы управления находятся перед трактористом. Рычаги реверса, переключения передач и включения ВОМ расположены на полу кабины. Рукоятки управления гидравликой вы найдете справа от рулевой колонки.
Педали имеют классическое расположение. Тормоза раздельные, соединены специальной планкой.
На панели слева датчики для контроля различных параметров: давление и температура масла, заряд аккумулятора, давление воздуха.
Органы управления и приборы в кабине (рис. 4)
Рычаг 1 реверса может занимать два положения — нижнее и верхнее, при установке ходоуменьшителя рычаг имеет три положения (рис. 6): нижнее — семь скоростей движения вперед и одна скорость движения задним ходом; среднее — реверс (семь скоростей движения назад и одна вперед); верхнее — ходоумеиьшитель.
Рычагом 2 (см. рис. 4) переключения передач перемещают шестерни в коробке передач (положения рычага показаны на рис. 6).
При нажатии на педаль 30 (см. рис. 4) включения стартер-ной шестерни механизма передачи шестерня входит в зацепление с венцом маховика.
При нажатии на педаль 3 вниз муфта главного сцепления выключается, при снятии ноги с педали муфта сцепления включается автоматически под действием пружины. Нажимать на педаль 3 нужно при включении передачи (рычаг 2), реверса (рычаг 1) и синхронного привода валов отбора мощности (рычаги 4 и 52).
Нажимая на педаль 35 блокировки дифференциала (при выключенной муфте главного сцепления), включают механизм блокировки задних колес, при снятии ноги с педали механизм блокировки автоматически выключается. Рычаг 4 включения бокового ВОМ (при установке бокового ВОМ) имеет три положения (см. рис. 6).
Рабочие положения рычага 32 (см. рис. 4) включений заднего ВОМ показаны на рис. 6.
Педаль 5 (см. рис. 4) муфш сцепления BOM предназначена для отключения независимого привода ВОМ. При перемещении тяги 6 управления воздушной заслонкой карбюратора пускового агрегата на себя количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, уменьшается, и наоборот. Стартер пускового агрегата включают включателем 7.
При перемещении на себя рычага 16 муфты сцепления механизма пускового агрегата муфта выключается. Нажатием на кнопку 28 остановки пускового агрегата выключается зажигание магнето пускового агрегата. Включатель 8 свечи накаливания включают поворотом ключа по часовой стрелке. Включатель 9 «массы» аккумуляторных батарей включается нажатием на кнопку, расположенную горизонтально, для выключения следует нажать на кнопку, расположенную сверху. При перегрузке (коротком замыкании) электрическая сеть размыкается тепловым предохранителем. После устранения неисправности нажатием на кнопку 10 включают цепь. Для освещения щитка приборов имеется лампа 13. Крайнее верхнее положение рычага 17 соответствует нулевой подаче топлива, при перемещении рычага вниз подача топлива увеличивается. Подача топлива также увеличивается при нажатии на педаль 38 ножного управления подачей топлива.
С помощью рукояток 21 гидрораспределителя управляют гидроцилиндрами: средняя рукоятка управляет основным гидроцилиндром, правая и левая — соответствующими выносными гидроцилиндрами (рабочие положения каждой рукоятки показаны на рис. 6). При нажатии на педали 34 или 37 (см. рис. 4) тормоза приходят в действие. С помощью планки 33 осуществляют блокировку педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами. Защелка 36 горного тормоза удерживает педали в положении торможения. В исходное положение защелка устанавливается при нажатии на тормозные педали. Во время работы трактора с прицепом прицеп тормозят путем нажатия на сблокированные тормозные педали. Рулевое колесо 23 служит для осуществления поворота трактора. Центральный переключатель 24 предназначен для включения передних фар, габаритных огней и ламп освещения щитка приборов.
Рис. 5. Сигнализатор крена: 1 сигнальная лампа красного цвета; 2 — включатель сигнализатора крена;’ 3 — сигнальная лампа зеленого цвета; 4 — панель; 5 – предохранитель; 6 — датчик крена в сторону знака «—»)
В целом все основные элементы управления расположены вполне удобно и доступно. Как говорится, все под рукой, а приборы контроля перед глазами.
Навесное оборудование
Задняя навеска предназначена для агрегатирования на Т-40 различного навесного оборудования. Это шарнирный механизм с центральной и двумя продольными тягами.
Продольные тяги соединены с рычагами на валу с помощью раскосов, на этом же валу смонтирован кривошип, соединяющийся с гидроцилиндром.
Гидроцилиндр поднимает и опускает прицепное оборудование, а его положение регулируется при помощи раскосов и центральной тяги.
Возможна установка различного сельскохозяйственного оборудования, оборудования для кормозаготовки, обработки земли, возделывания овощных культур и меж рядной обработки. Предусмотрена установка погрузчика с максимальной грузоподъемностью до 800 кг.
Модификации
«Сороковка» за все годы выпуска не единожды модернизировалась и дорабатывалась. С каждой модернизацией в ее конструкцию вносились изменения, позволяющие расширить функциональность этой замечательной машины.
Для удобства рассмотрения разделим все модификации по типу силовой установки на две группы:
Трактора с двигателем Д-37:
- Т-40А – от базовой версии его выгодно отличало наличие полного привода, это новшество по достоинству оценили дорожные службы, среди которых трактор быстро обрел популярность.
- Т-40АН – полноприводная машина с уменьшенным агротехническим просветом, специально предназначенная для работы на крутых склонах.
- Т-50А – модификация, проектируемая для работы с навесным погрузчиком. Модель была ориентирована на использование в промышленности.
Трактора с двигателем Д-144:
Появление Д-144 более мощного 50-ти сильного двигателя позволило увеличить производительность трактора и спровоцировала появление новых модификаций.
Внешне машины с Д-144 отличались прямоугольным капотом, в то время как у его собрата с Д-37 капот спереди был слегка закруглен.
-
- Т-40М — заднеприводная модель.
Т-40 М
- Т-40АМ – модель с полным приводом.
Т-40АМ
- Т-40АНМ – по аналогии с Т-40АН предназначался для работы на склонах.
Т-40АНМ
- Т-40АП – создавался с учетом установки на него коммунального оборудования.
Т-40АП
Преимущества и недостатки
С момента выпуска этого трактора прошло довольно много времени и, учитывая то, что его по сей день активно используют, первое его достоинство – это выносливость. Мотор Д-144 имеет несколько ключевых плюсов: генератор выдаёт трёхфазный ток, который не требует дополнительного выпрямителя, но используется реле-регулятор.
Одноплунжерный насос обеспечивает экономию топлива в сравнении с похожими моделями.
Среди минусов трактора можно отметить следующее:
- Стальной выпускной коллектор, который со временем начинает прогорать и пропускать дым;
- Для регулировки топливного насоса нужен специальный ключ, без которого подобраться к ней очень затруднительно;
- Расход масла таков, что с перерывам в 2-3 месяца необходимо его доливать;
- Масло часто продавливает через сальник коленчатого вала.
Т-40
На заднеприводные версии Т-40 устанавливался дизельный безнаддувный мотор Д-37 объемом 4.15 л. Он имеет мощность 37 л.с. и способен развивать крутящий момент в 192 Нм. На полноприводные версии устанавливается его более мощная версия Д-144, имеющая мощность 50 л.с. и крутящий момент в 205 Нм. Мотор работает в паре с механической реверсивной трансмиссией с возможностью установки ходоуменьшителя.
Отзывы о расходе топлива Т-40 в час
- Максим, Луганск. Главное достоинство Т-40 – это его трансмиссия. Для небольших участков или садов это оптимальный вариант, плюс есть реверс. Для больших участков уже лучше брать МТЗ-82, а вот для маленьких это просто идеал. Расходует около 20 л на гектар, но это из-за того, что топливная уже изношена, но учтите, машине больше 40 лет.
- Богдан, Новосибирск. У меня Т-40АМ, с полным приводом и двигателем Д-144. Машина отличная, несмотря на возраст (год выпуска – 1990). Легко работает на небольших участках, тянет прицепы со скоростью до 25 км/ч. Бака в 40 литров легко хватает на целый день работы, в среднем выходит 5-7л в час. Но вот тесная кабина если еще ничего, то воздушное охлаждение – настоящая беда, с изношенным мотором можно загореться, когда масло через сапун будет подсасывать.
- Василий, Шали. Лет 10 назад жил я в деревне. У нас было пару тракторов, убитый в хлам МТЗ-80 и Т-40, который нормально бегал и всем пахал огороды и участки. Так как у нас участок был большой, точнее их было несколько, то я с трактористом договорился и он не только пахал и культивировал у нас, но также косил и сбивал в стога сено. Машина хорошая – для небольших участков самое то. Расход что-то около 7-8 л в час.
- Александр, Москва. Трактор покупался для дачи – траву косить, огород вспахать и так далее. Куплен лет пять назад – скинулись с дядькой, у него дача рядом и взяли, просили за него тогда 80 тыс. рублей, копеечная цена для такой техники. Трактор 1970 года, но живой и в нормальном рабочем состоянии. Взяли роторную косилку, плуг, прицеп и так далее. Покупку отбили в первый же год – перепахали огороды всем соседям, траву косили и так далее. Из минусов скажу, что по жаре работать на нем нельзя – греется моментально. Расходует максимум 10 л солярки в час, не больше, но работает быстро, полгектара вспахивает буквально за час, чуть больше.
- Иван, Тирасполь. Т-40 – идеальный вариант для фермера с небольшим хозяйством. Главное приобрести необходимое оборудование, а там уже этот работяга все сделает. У меня модель с движком 36 лошадок, есть реверс. Плохо, что на больших участках с ним не поработаешь – 3 тонны веса мало, чтобы поле вспахать. Но у меня десяток небольших участков, так что мне его хватает. При средней нагрузке расход около 6 л в час, если пахать, то выходит 15 л на гектар.
- Михаил, Саратов. Работал на Т-40 в далекой молодости. Это был первый мой трактор вообще. Удобная конструкция, за исключением соединения трансмиссии и мотора. Для молодого тракториста отличная школа – научился я на нем многому, потом уже на более тяжелые модели сел. Расход, насколько помню, от 5 до 7 л в час.
- Леонид, Курган. Это просто отличная машина, причем отличная даже сейчас, когда есть куча китайских и отечественных аналогов. Кстати зря, что его уже не выпускают – уверен, что до сих пор пользовался бы спросом в небольших хозяйствах. Для вспашки огорода соток на 20-30 или покоса травы лучше не придумаешь. Да и проходимость у него отличная, как раз для деревни. Расходует он в среднем 7 литров солярки в час – это очень немного.
- Антон, Москва. «Сороковка» — это один из лучших тракторов. В свое время наверное вообще самым лучшим был. Развесовка просто идеальная, плюс полный привод. Зимой в кабине тепло – есть отопитель. Когда холодно, на нем вообще отлично работать, потому что охлаждение воздушное. Расходует от 5 до 8 л дизтоплива в час.