Как работает реле свечей накаливания

В каждом автомобиле имеется своя схема реле свечей накаливания. Она, как и каждая деталь, может выйти из строя и ее придется заменить. Чтобы разобраться с довольно-таки серьезным вопросом, как именно производить замену, необходимо начать с азов.

Признаки неисправности свечей накала

Косвенные признаки присутствия неисправности:

  • При запуске из выхлопной идет дым бело-сизого цвета. Это говорит о том, что топливо поступает, но не воспламеняется.
  • Неровная работа холодного двигателя на холостых. Шумную и жесткую работу мотора можно будет заметить по трясущимся пластиковым деталям салона за счет того, что смесь в каком-то цилиндре поздно воспламеняется из-за отсутствия подогрева.
  • Тяжелый запуск дизеля на холодную. Приходится делать несколько повторов раскручивания стартером двигателя.

Явными признаками негодной свечи накаливания будут:

  • Частичное разрушение наконечника.
  • Толстый слой нагара на наконечнике возле корпуса.
  • Вздутие калильной трубки (происходит вследствие превышения подачи напряжения).

Как работает реле свечей накаливания

Как можно проверить свечи накаливания дизельного двигателя

Как проверять?

В зависимости от модели и возраста автомобиля, есть разные принципы работы системы подогрева дизельных двигателей:

  • У старых машин свечи накаливания, как правило, включаются практически при каждом запуске мотора.
  • Современные автомобили могут успешно заводиться и без включения свечей накала при плюсовых температурах.

Поэтому, прежде чем приступать к диагностике системы предпускового подогрева дизеля, нужно узнать при каком температурном режиме происходит нагрев камеры сгорания. А также, какого вида свеча, поскольку они делятся на две группы: стержневые (нагревательный элемент выполнен из тугоплавкой металлической спирали) и керамические (нагреватель – керамический порошок).

Экологические нормы Евро 5 и Евро 6 предусматривают работу дизеля с керамическими свечами, поскольку они имеют функцию предпускового и после пускового нагрева, позволяющего дожигать топливо в холодном двигателе, а также режим промежуточного накаливания, необходимый для обеспечения регенерации сажевого фильтра.

Для проверки свечей дизеля Форд, Фольксваген, Мерседес или другого авто, можно воспользоваться несколькими способами, причем, в зависимости от того выкручены они или на двигателе, принцип будет один и тот же. Проверка работоспособности может осуществляться с помощью:

Как работает реле свечей накаливания

3 способа проверки свечей накала — видео

  • Аккумулятора. На скорость и качество накаливания;
  • Тестера. Проверив обрыв обмотки разогрева или ее сопротивление;
  • Лампочки (12V). Простейший тест на обрыв нагревательного элемента;
  • Искрообразования (может применяться только в старых дизелях, поскольку для новых опасен выходом из строя ЭБУ);
  • Визуального осмотра.

Простейшая диагностика свечей накала состоит в проверке их электрической проводимости. Спираль должна проводить ток, ее сопротивление в холодном состоянии в пределах 0,6–4,0 Ома. Если к свечам есть доступ, «прозвонить» их можно самостоятельно: не всякий бытовой тестер способен измерить столь невысокое сопротивление, но любой прибор покажет наличие обрыва нагревателя (сопротивление равно бесконечности).

При наличии бесконтактного (индукционного) амперметра можно обойтись без снятия свечи с двигателя. Но нередко необходим осмотр рабочей части, на которой могут быть заметны признаки перегрева – оплавление, деформация наконечника вплоть до его разрушения.

В некоторых случаях, в частности при отказе сразу всех свечей, может понадобиться проверка электрооборудования автомобиля. А именно – реле управления свечами и его цепей.

Мы опишем все способы проверки свечей накаливания дизеля. Выбор каждого из них зависит от навыков, наличия приборов, инструмента и свободного времени. Но в идеале, нужно применить все вместе, плюс визуальный осмотр.

Проверка свечей накаливания (аккумулятором, мультиметром, лампочкой). Инфографика

Как все работает?

Воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах дизельного двигателя происходит при температурах 800–850 °C. Когда мотор прогрет, такие показатели, в момент такта сжатия, достигаются моментально и запуск дизеля происходит без сбоев.

Как работает реле свечей накаливания

Но когда машина не прогрета, такой температуры, только за счет сжатия смеси, особенно в холодную погоду, достичь трудно — запуск двигателя проблематичен.

Чтобы решить эту проблему в дизелях были установлены свечи накала задача которых состоит в том, чтобы очень быстро прогреть воздух в цилиндрах до 75 градусов и тем самым обеспечить нужную температуру в момент такта сжатия.

Как работает реле свечей накаливания

Внутри изделий конструктивно предусмотрены две спирали — нагревательная и регулирующая.

Первая имеет функцию нагрева. Вторая за счет плавающего электрического сопротивления защищает свечу накала от перегрева.

Как работает реле свечей накаливания

Свечи будут работать до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не уйдет за отметку 60°C, это около 3 минут. Дальше мотор сможет работать без них.

Прежде, чем завести автомобиль необходимо включить зажигание и обратить внимание на панель приборов. Светящийся в виде спирали индикатор указывает на то, что происходит разогревание свечей накаливания. Как только лампочка погасла можно заводить машину.

Как работает реле свечей накаливания

В современных автомобилях, лампа в виде спирали может и не загореться. Это произойдет в том случае, если двигатель уже прогрет, а значит необходимость в свечах накала отпадает. Все это достигается благодаря современной электронике, отслеживающей температурные показатели мотора.

Также существуют свечи накаливания, которые долго держат температуру после разогрева, а поэтому отключаются сразу же после выключения стартера и подогревают воздух в цилиндрах дизеля за счет остаточного тепла.

Устройства очень энергозатратные, на нагрев одной свечи накала до 850-1350°C за пол минуты может уйти в среднем 8-16А (96–192 Вт), иногда 40А. Величиной напряжения и временем его подачи управляют электронный блок и тепловое реле (выключатель).

Последнее, при необходимости, только смыкает и размыкает цепь, тем самым устанавливая нужную температуру воздуха в цилиндрах. А ЭБУ регулирует весь процесс нагрева подавая сигналы на реле. Нужную информацию он берет от датчиков коленвала и охлаждающей жидкости.

Как работает реле свечей накаливания

Первым признаком, указывающим на то, что вышла из строя одна из свечей накала будет повторное загорание индикатора в виде спирали после запуска двигателя и продолжительное (около 50 сек) ее горение.

Если по истечении указанного времени, после прогрева автомобиля, индикатор не погас, значит вышло из строя реле времени (тепловой выключатель). Важно сразу же провести замену устройства иначе выйдут из строя свечи накаливания по причине перегорания их теплового штифта.

Если на улице еще относительно тепло (выше +5°С), то выход одного или двух изделий вы вряд ли заметите, автомобиль все равно будет заводиться.

В ином случае, когда шкала термометра будет приближаться к нулю и ниже, даже с одной неисправной свечей автомобиль на холодную завести проблематично. Это можно будет сделать только в том случае если он прогрет до 60°С и более.

Для чего это нужно

Ни для кого не секрет, что сегодня самые распространенные двигатели внутреннего сгорания работают или с бензином, или с дизелем. Постепенно набирают популярность газо-баллонные установки, но поскольку они не являются темой нашего обсуждения, их мы оставим на потом. Итак, основной исполнительный компонент системы зажигания автомобиля сегодня представлен:

  • Свечой накала в дизельных двигателях;
  • Свечой зажигания, соответственно, в бензиновых двигателях.

Принцип работы свечи зажигания можно описать не иначе как «образование искры в строго определенный момент времени». Свечи дизельных двигателей к времени так жестко не привязаны – топливо, сжимаясь, начинает воспламеняться самопроизвольно. Однако встает другая проблема: самопроизвольное возгорание не всегда происходит тогда, когда это нужно. Здесь свечи накаливания и нужны. Они подогревают топливную смесь до оптимальной для работы двигателя температуры и делают процесс его дальнейшего горения стабильным и прогнозируемым. Однако появилась другая проблема!

По мере работы дизельного двигателя отдельные его элементы сильно нагреваются. Повышение температуры пагубно сказывается также и на топливе. Нередки случаи когда она начинает гореть еще до того, как попадет в цилиндр, где теплота сгорания будет идти на совершение работы. Слабым звеном являются свечи накаливания – если они нагреваются слишком сильно, то дестабилизируют работу всего двигателя. Для решения этой проблемы инженерами были введены специальные реле.

Реле – это электрическое устройство, которое может замкнуть или же разомкнуть цепь в случае изменения некоторой контролируемой величины. С реле свечей накаливания все очень просто: когда свеча должна работать, оно допускает действие тока, когда же свеча должна «остыть», реле размыкает цепь. Эта цепочка будет зациклена до тех пор, пока водитель не заглушит мотор.

Что важно знать

Автомобильный двигатель работает в тандеме с большим количеством элементов. Несомненно, одним из важнейших является электронный блок управления. Именно он рассчитывает то время, которое свечи должны проработать. ЭБУ руководствуется показаниями с датчика температуры. Реле, по сути, находится между ЭБУ и самими свечами накала, так что стоит одному элементу выйти работать со сбоями или вовсе выйти из строя, как вся цепочка рушится. Но и здесь не все так просто. Давайте разберемся.

Современные дизельные авто используют так называет двухступенчатый прогрев форкамер. Конечно, постепенно он вытесняется одноступенчатым, но поскольку система по-прежнему актуальна, не лишним будет знать, отчего свечи могут не работать должным образом. Вот смотрите:

  • На 1-й ступени свечи получают питание от источника напряжениия порядка 11-12 Вольт. Это напряжение при прогреве свечей падает до 9 Вольт. Первая ступень – это перед пуском мотора. Когда двигатель можно запустить, сигнальная лампочка на приборной панели гаснет. Можно переходить на вторую ступень;
  • Уже на 2-й ступени напряжение заметно снижается: 5-7 Вольт. Температура свечей, само собой, ниже – теперь они лишь поддерживают устойчивость работы двигателя до того, как он набрал оптимальную температуру.

Свечи накаливания

Запчасти на Volkswagen golf

Реле свечей накала

GOLF III hatchback (1H1) (08.91 — 07.98)

Запчасти на Audi 80

Реле свечей накала

80 sedan (89, 89Q, 8A, B3) (06.86 — 10.91)

Все это мы сочли нужным отметить по одной простой причине: если ЭБУ работает со сбоями или же если штатное реле было заменено на неподходящее, нормальная работа свечей зажигания попросту невозможна. Если не работает реле, то не работает и свеча – в период сильных холодов это ставит крест на любой попытке запустить двигатель.

Продолжим изучать систему, дабы автолюбитель в будущем четко знал, с чем же связаны неполадки в системе подогрева топлива. Между реле и свечой накала находится токоограничительный резистор – самый обычный резистор, который предотвращает выход свечи из строя под действием сверхтоков. Резистор также соединен с блоком управления мотора (правильнее будет сказать, что с отдельным датчиком тока на этом блоке), и по его исправности блок судит о том, остались ли в работе свечи накаливания. Неопытные или невнимательные ремонтники при замене свечей накала забывают подсоединить к ЭБУ провод от токоограничительного резистора. По этой причине вся система накала свечей выходит из строя.

Причины выхода из строя

Основные причины выхода из строя свечей накала две:

  • Выход из строя узлов топливной аппаратуры, к примеру, неисправное тепловое реле;
  • Придельный ресурс работы спирали.

Ориентировочно, через каждые 75-100 тыс. (часто через 50-75) км пробега нужно проводить диагностику свечей и при необходимости их менять. Как правило, меняется не только неисправное, а сразу все изделия.

Как работает реле свечей накаливания

Уменьшить срок службы свечей накала могут:

  • Загрязненные или неисправные форсунки – топливная струя, направляясь на нагревательный элемент разрушает его корпус, а в последующем, и саму спираль.
  • Не правильная установка изделий;
  • Прикипание свечей накала к головке блока цилиндров – в такой ситуации часто, при демонтаже, они ломаются.
  • Неисправное тепловое реле приведет к перегреву нагревательных элементов, их спирали перегорают, корпуса деформируются;
  • Неисправное ЭБУ.

Способы проверки (диагностика)

Многие владельцы дизельных автомобилей скажут, что слабым звеном в их машине является свечи накаливания. И это не далеко от истины.

Данные изделия действительно часто выходят из строя, при этом поломка могла произойти еще летом, а проявится зимой, тогда, когда авто перестало заводится в холодную погоду.

Прежде чем диагностировать неисправность важно понять по какому принципу работает подогрев дизеля в вашей машине.

На данный момент их существует два:

  • Включение свечей накаливания при каждом запуске мотора – свойственно для старых дизелей.
  • Периодическое включение элементов нагрева в зависимости от температуры двигателя и подающегося в систему воздуха.

Также важно понимать, какие виды свечей накала установлены, стержневые или керамические.

Если у вас автомобиль соответствует экологическим нормам до Евро 4, то скорее всего в дизельном двигателе стоят стержневые нагревательные элементы. Если Евро 5, 6 — керамические.

Как работает реле свечей накаливания

Последние имеют много дополнительных возможностей, основные из них:

  • Функция промежуточного накаливая, с помощью которой регенерируется сажевый фильтр DPF.
  • Предварительный и после пусковой нагрев – обеспечивает догорание топлива в холодном моторе.

Для проверки свечей накала, к примеру, на Рено Меган 2 универсал 1.5 86 л.с., Форд Мондео 2 1.8 90 л.с., Форд Транзит 2.2, Рено Лагуна 3 или других автомобилей с дизельными двигателями можно применить несколько способов. При чем подход к проверке будет одинаков вне зависимости от того, сняты они с мотора или стоят на месте.

Способы проверки:

  • ВИЗУАЛЬНЫМ ОСМОТРОМ. Проверяется целостность и состояние реле и проводки, после снятия – непосредственно изделия;
  • С ПОМОЩЬЮ ТЕСТЕРА (МУЛЬТИМЕТРА). Проверяется сопротивление обмотки или ее обрыв.
  • ИСКРООБРАЗОВАНИЕ. На новых дизелях с ЭБУ не применяется, так как последнее может выти из строя.
  • С ПОМОЩЬЮ ЛАМПОЧКИ НА 12V. Простой способ проверки обрыва спирали.

Для быстрой диагностики, при условии, что у вас есть доступ к свечам накала и мультиметр, можно измерить их сопротивление. Проверять нужно на холодную. Преимуществом является наличие бесконтактного амперметра (индукционного типа). Показатели должны варьировать от 0.6 до 4.0 Ом. В новой свече может быть 0.7-1.8 Ом.

Как работает реле свечей накаливания

Если такое низкое сопротивление ваш тестер не показывает, тогда можно проверить обрыв спирали – показания в бесконечность (1), как раз и укажут на это.

Также многие мультиметры поддерживают функцию звукового сигнала при прозвоне проводки — звук есть, значит спираль целая.

Как работает реле свечей накаливания

Несмотря на полученные результаты рекомендован внешний осмотр свечей, особенно если пробег авто перевалил за 50 тыс. км. Наличие деформации наконечника, оплавления, сажевых отложений недопустимы.

Как работает реле свечей накаливания

Если результаты предварительной диагностики плачевны сразу для всех свечей накаливания, тогда скорее всего, потребуется полная диагностики электрооборудования входящее в систему подогрева, так как одновременный выход из строя всех изделий указывает на глобальную неисправность.

Для проверки свечей накала на дизеле, помимо визуального осмотра, необходимо использовать все ниже описанные способы.

Каждый из них потребует наличия определенных приборов и знаний в электрике, но если вы дома на бытовом уровне сами ремонтируете электропроводку, то и здесь разберетесь.

Принцип работы реле

Принцип работы реле свечей накаливания заключается в осуществлении контроля над напряжением, поданным на продукты накаливания, и в способности его регулировки. Также устройство контролирует длительность нагрева и температуру. Работоспособность детали напрямую зависит от показаний датчиков оборотов коленвала и температуры ОЖ.

Современные дизельные устройства выполнены таким образом, что разогрев осуществляется не только перед запуском, но и уже после начала работы мотора. Это позволяет снизить шум при работе двигателя и существенно уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

Как происходит зажигание в дизельном моторе

Проверяем аккумулятором

Данным метод подразумевает снятие всех свечей накала. Это трудоёмкая работа и занимает определенное время, часть из которого – это открыть доступ к самим изделиям.

Но зато это наиболее информативный способ, гарантирующий хороший результат, так как каждая свеча находится перед глазами и весь процесс разогрева отчетливо виден. Тут же можно визуально выявить явные дефекты.

Для проверки понадобиться заряженный аккумулятор и провод длиною до 1 метра, но не менее 50 см.

Особенность заключается в том, что можно проверить каждую свечу по отдельности или подключить все параллельно (будет поступать одинаковая сила тока на все элементы).

Как работает реле свечей накаливания

Последний способ будет предпочтительней, так как позволит сразу визуально оценить скорость разогрева всех стержней, которая должна быть одинаковой (разница не более 1 с), но и провода при этом потребуется больше, да и времени на подготовку.

Порядок проверки:

  • К «-» клемме батареи прикрепляется провод;
  • К «+» клемме прижимается централь свечи накала;
  • Минусовой провод прижимаем к корпусу изделия.

Нагреваться стержень должен быстро (в среднем 2-5 секунды) начиная с кончика и иметь вишневый оттенок. Если нагрева нет или он медленный, то свеча неисправна.

Как работает реле свечей накаливанияКак работает реле свечей накаливания

Время разогрева кончика каждой свечи от начала нагрева до приобретения им вишневого оттенка желательно замерить, чтобы потом сравнить.

Свечи накала с одинаковым временем нагревания следует разделить на группы. Та группа, которая входит в среднее время разогрева 2-5 секунд остается, остальные заменяются.

Правильный разогрев.

Как работает реле свечей накаливания

Не правильный.

Как работает реле свечей накаливания

Идеальным будет вариант, когда у вас есть новая свеча накаливания и ее показатели можно взять за эталонные.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Причины дыма из выхлопной трубы, бензиновый и дизельный двигатель

Что касается нагревательных элементов, которые разогреваются очень медленно, то тут ситуация понятна, но у многих возникнет вопрос – «зачем выбрасывать свечи, которые разогреваются слишком быстро?».

Слишком быстрый разогрев указывает на, то, что изделия прогреваются не полностью, а частично, т.е. КПД их работы минимальный, а значит свои функции они не выполняют. Как правило, у таких свечей накала наблюдаются механические повреждения на корпусе.

ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО? Давайте представим ситуацию, когда нагревание воздуха в цилиндрах происходит с разным временным интервалом и плохо (свеча работает с низким КПД).

Получается, что в одном цилиндре все хорошо, смесь воспламеняется вовремя, в другом же, наоборот, смесь воспламеняется с запозданием. Вибрация в салоне и дергание двигателя будет указывать на данную проблему.

Замена элемента

Когда проверка показала, что устройство не функционирует, то его нужно заменить. Сделать это сможет даже не слишком опытный автолюбитель. Для этого придётся отсоединить от детали все клеммы и достать её наружу. Потом важно прочистить место, откуда устройство было извлечено. Затем аккуратно необходимо выкрутить все свечи. Далее, осуществить весь процесс в обратном порядке, только уже с новым блоком: вкрутить калильные детали в новый блок, установить его на предварительно очищенное место.

Расположение свечей показано красными стрелками

После этого следует попробовать завести двигатель. Если не получилось, то нужно проверить, все ли клеммы подключены. Если всё установлено правильно, а мотор всё равно не заводится, то, вероятно, проблема была не в калильных элементах.

Важно учесть, что для разных транспортных средств могут потребоваться разные типы и модели элементов накала.

Владельцам автомобилей, работающих на дизельном топливе, следует заблаговременно готовиться к холодному сезону и проверять работоспособность реле. Также стоит держать под контролем и сами свечи. Особенно важна проверка работоспособности перед дальней дорогой. В противном случае поездка может быть сорвана и отложена до устранения проблемы.

Экскурс по брендам

Подбирать реле свечей накала имеет смысл руководствоваться не только данными о совместимости с автомобилем, но и тем, кем оно было произведено. Сегодня на рынке можно найти как бюджетные аналоги, так и детали первого класса, ничем не уступающие оригиналам. Мы советуем брать именно вторые – они служат долго и исправно, в отличие от дешевого «Китая». И вот кто производит лучше реле:

  • Beru (Германия);
  • Vemo / Vaico (Германия);
  • Jideco (Япония);
  • Bosch (Германия);
  • NGK (Япония).

Бюджетные решения, конечно же, есть, и даже два: б/у реле или же реле из низкой ценовой категории. Дешево не всегда значит плохо, но дешевое устройство всегда выходит из строя раньше более дорого и качественного. Сэкономить на покупке реле свечей накала можно купить запчасть следующих фирм:

  • Huco (Германия);
  • ERA (Италия);
  • Trucktec (Германия);
  • Cargo (Дания);
  • Meyle (Германия).

Даже если в магазине вы нашли дешевое реле нонейм производителя, то его не стоит покупать. Нередко поставки подобных устройств приходится ждать неделями, но ожидание в данном случае оправдано – взяв бюджетный, вы фактически подписываетесь на то, чтобы поменять реле уже следующей зимой.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий