Что такое синтетическое моторное масло

Синтетическое масло — это синтез базовых масел на основе синтетики, а также присадок, придающих ему полезные свойства (повышенную износостойкость, чистоту, защиту от коррозии). Такие масла подходят для эксплуатации в самых современных двигателях и в экстремальных режимах эксплуатации (низкие и высокие температуры, высокое давление и т. д.).

Синтетическое масло, в отличие от минерального, производится на основе направленного химического синтеза. В процессе его производства сырая нефть, которая является базовым элементом, перегоняется, а после этого перерабатывается до основных молекул. Далее на их основе получают базовое масло, в которое добавляют присадки с тем, чтобы конечный продукт обладал исключительными характеристиками.

Характеристики и виды

Синтетическое масло получают путем перегонки нефти, в результате которой базовый компонент проходит несколько ступеней переработки до молекул вещества. На этапе производства продукту задаются основные свойства, которые в процессе эксплуатации способны сохраняться длительное время. Уникальность присадок, добавляемых к базовой основе, высокие защитные свойства.

Основные характеристики синтетических масел:

  • облегченный холодный запуск двигателя;
  • высокие показатели вязкости;
  • низкая испаряемость;
  • обеспечение износоустойчивости деталей мотора;
  • термоокислительная стабильность.

Виды синтетических смазок подразделяются в зависимости от состава и особенностей химического синтеза. Нужно учесть, что у производителей разных стран свой подход к производству масел и количеству присадочных компонентов в их составе (их может быть от 30 до 50% от общего объема).

Наиболее популярные виды синтетических смазочных материалов по способу производства:

  • гидрокрекинговые;
  • полиальфаолефиновые (ПАО);
  • эстеровые.

Новое слово в производстве смазочных материалов — масло на основе полигликоля. Такие продукты пока еще недостаточно распространены, и стоимость их очень высока, но по износоустойчивости и моющей способности им нет равных. Недаром полигликоль используется в качестве модификаторов трения в пакете присадок.

Классификация моторных масел на синтетической основе подразделяет их согласно основным техническим показателям. Толщина масляной пленки на поверхности деталей и способность сохранять текучесть в определенных температурных границах характеризует вязкость смазочного материала. От индекса вязкости зависит стабильность образуемой защитной пленки, противостоящей негативному воздействию трения. Обычно синтетика имеет индекс вязкости от 120 до 150.

Обозначение класса вязкости моторных масел соответствует стандартам SAE, указывающим на температурный диапазон, в условиях которого продукт сохраняет свои рабочие характеристики.

Что такое синтетическое моторное масло

Классификация по SAE J300 делит синтетические автомасла на 6 зимних и 5 летних типов. Согласно принятым стандартам маркировка моторного масла должна содержать цифровые индексы и буквенное обозначения для зимних и всесезонных смазок:

  • первая цифра указывает на вязкостные характеристики в зимний период;
  • буква W (от winter — зима) говорит о том, что масло используется зимой;
  • последнее числовое значения показывает максимум плюсовой температуры, допустимый для применения продукта.

На примере маркировки рассмотрим масло 5W-40. Литера W указывает на то, что оно пригодно для применения в зимнее время, и поскольку цифровых индекса два, то смазочный материал относится к так называемым всесезонным.

Первая цифра 5 — показатель вязкости в зимнее время. Для расчета минимума температур используют простую формулу: ЧП — 35 = Т, где ЧП — числовой показатель, стоящий первым в маркировке, 35 — const. (постоянное значение), Т — температура, при которых сохраняются основные эксплуатационные свойства. Несложный расчет: 5 — 35 = —30, и мы получили минусовой предел в —30℃.

Последняя цифра в неизменном виде указывает на максимум летних температур, или вязкость при разогретом двигателе. Итак, масло с маркировкой 5W—40 можно использовать в границах температур
от —30℃ до +40℃.

Выбирая смазочный материал обратите внимание на маркировку. Производитель всегда обозначает базовую основу (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло).

Можно ли смешивать синтетические, полусинтетические и минеральные масла

Сразу ответим на этот вопрос — смешивать любые масла, даже одного типа, но разных производителей крайне не рекомендуется. Этот факт вызван тем, что при смешивании возможно прохождение химических реакций между разными присадками, результат которых порой непредсказуем. То есть, полученная смесь не будет соответствовать хоть каким-нибудь нормам или стандартам. Поэтому смешивание масел — самая крайняя мера, когда другого выхода нет.

Зависимость вязкости от температуры

Как правило, смешивание масел происходит при смене одного масла на другое. Или в случае, когда необходимо произвести доливку, а нужного масла нет под рукой. Насколько смешивание вредно для двигателя? И что предпринять в таких случаях?

Гарантировано совместимы только масла одного производителя. Ведь технология получения и химический состав присадок в данном случае будет одинаков. Поэтому при смене масла еще несколько рабочих вам нужно будет заливать масло той же торговой марки. Лучше заменить, например, синтетическое масло на минеральное одного производителя, чем на другую “синтетику” от другого производителя. Однако лучше побыстрее избавиться от получившейся смеси в двигателе при первой же возможности. При замене масла около 5-10% его объема остается в двигателе. Поэтому следующие несколько циклов замену масла необходимо проводить чаще обычного.

В каких случаях необходимо проводить промывку двигателя:

  • в случае замены марки или производителя масла;
  • когда происходит смена характеристик масла (вязкости, типа);
  • в случае возникновения подозрения на то, что в двигатель попала посторонняя жидкость — антифриз, топливо;
  • есть подозрения, что используемое масло — некачественное;
  • после любого ремонта, когда проводилось вскрытие ГБЦ;
  • в случае сомнений, что последняя замена масла проводилась давно.

Технические характеристики и спецификации

Правильно выбрать масло для авто – значит обеспечить соответствие большому перечню характеристик. Для удобства принято несколько стандартов качества, а также стандартизация вязкости по SAE. Эти параметры обязательно указываются на упаковке масла.

Так как у дизельных и бензиновых двигателей серьезно различаются условия работы моторного масла, то для легковых и грузовых машин изначально имелись отдельные классы в обеих наиболее распространенных системах стандартизации.

  • Американский стандарт API выделяет масла для бензиновых моторов в категорию S, для дизельных – С. Каждый новый вводимый класс маркируется буквой латинского алфавита по порядку. Поскольку требования к маслам все ужесточаются, чтобы подобрать подходящий вариант, нужно рассматривать продукцию с соответствующим классом API не ниже, чем указан в требованиях производителя автомобиля. Например, API SH перекрывает требования API SG, а API СF – API CD.
  • Европейский стандарт ACEA сохранил похожий принцип (A – бензиновые двигатели, B – дизели) только для легковых машин и малого коммерческого транспорта. Масла для тяжелых грузовиков выделены в класс E, а для двигателей обоих типов с катализаторами теперь применяется отдельный класс С с соответствующими специфическими требованиями к составу и свойствам.

В стандарте ACEA понятие перекрытия старых требований новыми стандартами не так точно, как в API. Нужно искать сорт именно с тем же набором классов ACEA, что требует производитель. Например, нельзя применять масла ACEA E7 в моторах, где указана необходимость продукции ACEA E6, так как класс Е6 – это масла для двигателей с сажевыми фильтрами, а для E7 соответствующие требования к составу и свойствам не установлены.

Вязкость моторных масел по стандарту SAE указывается в двух точках: низкотемпературной и высокотемпературной, если речь идет о наиболее востребованном классе всесезонных масел. Первый индекс (с суффиксом W – winter, «зима») определяется в первую очередь особенностями климата, в котором эксплуатируется автомобиль. Даже если производитель допускает применение масел SAE 15W – 20W, в северных широтах нельзя использовать масла с индексом выше 5W, если на моторе нет предпускового подогрева. Индекс высокотемпературной вязкости определяет характеристики масла при температурах, условно считающихся рабочими, и должен соответствовать требованиям, установленным автопроизводителем. От этого зависит рабочее давление масла, прочность масляной пленки, эффективность смазки разбрызгиванием, производительность гидрокомпенсаторов и гидромуфт управления фазами газораспределения.

Автомобиль в движении

Наиболее популярные бренды синтетических смазок

Есть несколько синтетиков, которые уже давно завоевали уважение автомобилистов. Речь идет о качественных продуктах, известных по всему миру. Выделить стоит такие масла:

  • Motul. Французский бренд, предлагаемый синтетики в широком ассортименте. Отличается высоким качеством и может выдерживать значительные нагрузки.
  • SHELL Helix. Российский бренд. Масла разрабатываются по уникальной технологии. Отличаются особыми очищающими свойствами и низкой вязкость. Позволяют экономить топливо.
  • Лукойл Люкс. Российский продукт, доступный по цене, но относящийся к смазкам класса премиум.
  • TOTAL QUARTZ. Всесезонный синтетик. Подходит для дизелей и бензиновых моторов.

Все смазки отличаются хорошими техническими характеристиками, рассчитаны на долгий срок эксплуатации и подходят для автомобилей разных моделей и марок.

Как определить подделка или нет?

Есть несколько вариантов, позволяющих определить, подделка предлагается в магазине или нет. В этом помогут следующие советы:

Что такое синтетическое моторное масло

  • Начинайте проверку с изучения крышки и качество пайки. Некоторые производители устанавливают на крышку специальные пломбировочные усики, в то врем, как мошенники просто приклеивают крышку. Самая популярная марка масла, которое подделывают – это Кастрол.
  • Пластик канистры должен быть гладким. Емкость не должна иметь потертостей и повреждений.
  • Этикетка должна быть оригинальной, ровно наклеенной, выглядеть свежей и новой. Стоит проверить, хорошо ли она приклеена к корпусу канистры.
  • На упаковке должны присутствовать данные: номер партии и дата изготовления, адрес фирмы-производителя и телефон для жалоб, артикул.
  • Приобретать смазку лучше у надежных, проверенных поставщиков, которые не вызывают подозрений. Это избавить от возможных негативных последствий в будущем.
  • Гарантией качества выступает сертификат. Если у продавца такой документ отсутствует, то от приобретения смазки стоит отказаться.

Когда любая из указанных характеристик не отвечает заявленным требованиям, смазку лучше не покупать. Весьма высока вероятность подделки.

Технология получения

  • Гидрокрекинг – наиболее дешевый способ. Легкие фракции выделяют из сырой нефти и максимально очищают, используя НС или VHVI технологии. Большинство синтетических смазок на рынке изготавливают на такой базе. Производители указывают название технологии на канистрах. Такие смеси значительно дешевле чисто синтетического масла, но термоокислительные качества у них хуже. Проигрывают они также по испаряемости. Такую смазку надо чаще менять.
  • 100%-синтетику (ПАО) получают из полиальфаолефинов. Нефтяным месторождениям сопутствуют бутилен и этилен, легкие углеводородные фракции, газы, которые служат сырьем для получения синтетического масла. Оно обладает температурной стабильностью, высокой вязкостью, устойчивостью к окислению. Базовая основа высокого качества состоит из однородных молекул. В нее добавляют минимальное количество присадок. Но стоимость значительно выше НС-синтетики.
  • Эстеры получают нейтрализацией карбоновых кислот спиртами, проявляют себя во время эксплуатации гораздо эффективнее, чем ПАО и гидрокрекинговые составы. Их молекулы полярны, сами прикрепляются к металлическим поверхностям. Эстеровая основа обладает достаточной вязкостью, не требует присадок. Не вызывает проблем утилизация, потому что они экологически чисты. Но, несмотря на неоспоримые преимущества, занимают только 5% рынка из-за высокой стоимости.
  • Лучшими, но и самыми дорогими, являются масла на основе полигликоля (PAG). Они отлично справляются с трением, безнадежными загрязнениями, инертны по отношению к уплотнительным элементам двигателя. Их нельзя смешивать с другими основами. Используют в масляных смесях как модификатор трения.

Маркировка

Обозначение указывают на канистре. Маркировка содержит:

  • класс вязкости по SAE;
  • спецификации по API, ACEA, ГОСТ;
  • допуск автопроизводителя;
  • дату выпуска, номер партии.

Масла подразделяются на 2 класса: для бензиновых двигателей и дизельных. Информацию об этом размещают на этикетке.

Классификация по SAE

Таблица классификации по SEA

Таблица классификации по SEA

По международному стандарту SAE, учитывая вязкость, масла делят на три группы:

  • Зимние масла создают условия для легкого запуска мотора при низкой температуре. В их обозначении присутствует английская буква «W» (winter). Например, SAE 10 W. Нагревание делает это масло текучим. Оно не образует смазывающую пленку, перестает поддерживать нужное давление в системе, выполнять свои функции.
  • Летние смазки используют при среднесуточной температуре воздуха выше 0°С. У них высокий индекс вязкости, если сравнивать с зимними маслами. В обозначении указывают только число (SAE 10). Чем оно выше, тем выше вязкость.
  • Всесезонные работают круглый год, при низких и высоких температурах. На это указывает двойное обозначение (SAE 5W-30) в маркировке.
    Единица измерения вязкости – сантистокс.

Классификация по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла подразделяются:

  • по кинематической вязкости на 12 классов, номеру класса соответствует арабская цифра;
  • по области применения на 6 групп, которые обозначают заглавными буквами русского алфавита.

В обозначении масел для бензиновых двигателей присутствует индекс 1, для дизельных – 2. Отсутствие индекса свидетельствует об универсальности.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий