Роботизированные коробки передач все чаще включаются в базовую комплектацию автомобилей разных моделей. Причиной такой популярности является надежность и удобство использования «робота».
Одним из главных узлов роботизированной КПП является актуатор (сервопривод). В этом материале мы рассмотрим специфику работы актуатора на РКПП (например, на Тойота Королла).
Содержание
Зачем нужен актуатор?
Главной целью этого компонента является выбор оптимальной передачи для максимально эффективной эксплуатации мотора. Актуатор состоит из следующих компонентов:
- электромотора, который запускает работу всех механических элементов;
- датчика хода, задачей которого является определение необходимой передачи (для этого система регистрирует рабочие показатели двигателя);
- механизма смены передач.
Основной механизм состоит из нескольких дополнительных элементов:
- внутреннего рычага,
- валов,
- коронной шестерни.
Это интересно:
Актуатор центрального замка
Конструкция центрального замка автомобиля несложна. Он состоит из блока управления и исполнительных механизмов — актуаторов (их еще иногда называют активаторами). При повороте ключа зажигания или подаче электронного сигнала от пульта ДУ срабатывают контакты управления, которые через центральный блок дают сигнал всем запирающим устройствам на открытие или закрытие.
Устройство и работа актуатора замка
Актуатор замка в разрезе
Это устройство представляет собой электрический микромотор, соединенный со штоком посредством реечной передачи. К штоку, в свою очередь, монтируется тяга механического замка. При подаче сигнала на двигатель происходит движение тяги, которая закрывает или открывает механический замок двери.
В связи с особенностью конструкции шток ходит на малое расстояние. Поэтому на электромотор нельзя подавать напряжение длительное время. Современные автоматические системы делают это приблизительно в течение 2 секунд. Их вполне достаточно для срабатывания каждого из приводных двигателей.
К приводному моторчику подходит два провода. По одному из них идет ток, а на втором образуется “масса”, то есть, соединение с кузовом автомобиля. Распределением, на какой провод подавать напряжение, занимается центральный электронный блок управления. В зависимости от этого меняется направление вращения вала двигателя, и как следствие, направление движения штока. То есть, происходит открытие или запирание замка на двери.
Возможные неисправности актуатора замка
Возможными неисправностями актуаторов центрального замка могут быть:
Ремонт актуатора двери Лада Приора
- Выход из строя всех актуаторов. Первая возможная причина — действие длительного командного импульса, которое привело к перегоранию обмоток. Вторая причина — неисправность генератора, вследствие чего на актуаторы было подано повышенное напряжение. Решение — замена актуаторов, при необходимости выполнение ремонта генератора.
- Клин одного или нескольких актуаторов в одном положении при расплавлении коллекторных узлов. Решение неисправности актуатора замка — замена вышедшего из строя исполнительного механизма.
- Возникновение короткого замыкания в цепях управления актуаторами или повреждение изоляции. Решение — ревизия проводки, при необходимости замена поврежденных ее участков.
- Короткое замыкание, повреждение проводки в силовых проводах актуатора или замыкание коллекторных пластин. Решение — замена поврежденных участков проводки, ремонт изоляции или замена актуатора.
- Сгорел предохранитель. Решение — заменить его.
- Шумная работа актуатора. Возможная причина заключается в износе рабочих шестерен. Решение — замена редукторного механизма.
Зачастую устранением неисправности и ремонтом привода замка является именно замена актуатора замка.
Замена актуатора центрального замка
Замена актуатора замка
Самостоятельная замена актуатора замка не представляет особых сложностей, хотя для этого и придется снять всю дверную обшивку, с тем, чтобы добраться до крепления и проводов. Если на двери имеются дополнительные кнопки, например, электрических стеклоподъемников, то нужно отсоединить от аккумулятора минусовую клемму. В противном случае можно обойтись без этого.
В процессе работы руководствуйтесь мануалом по работе с вашим автомобилем. Ведь в каждой модели обшивка двери крепится по-своему. Как правило, до актуатора можно добраться лишь сняв обшивку. В редких случаях необходимо демонтировать дополнительные механизмы. Актуатор обычно монтируется на паре болтов или саморезов. Чтобы снять его необходимо их открутить и отсоединить фишку.
В зависимости от того, какая деталь вышла из строя, нужно произвести ее замену. Чаще всего перегорают обмотки микромоторчика. Поскольку их никто не перематывает, то будет достаточно заменить его, предварительно купив аналогичный.
Настройка актуатора
Конечно, ремонт турбин следует выполнять в условиях профессиональных сервисных центров, имеющих все необходимое диагностическое оборудование и запасные детали в случае необходимости что-либо менять. Вместе с этим обычная настройка может быть выполнена в домашних условиях.
Для этого потребуется пассатижи и ключ на 10. Последовательность действий будет такой:
- Снять турбокомпрессор (некоторые модели машин дают возможность добраться до клапана без необходимости выполнения этой процедуры).
- Снять скобу со штока, ослабить гайку, подтянуть винт регулировки (необходимо крутить влево).
- Выполнить легкое постукивание по заслонке. Подтягивать до момента, пока не пропадет небольшое дребезжание. Учитывайте, чем туже затягиваете, тем сильнее будет возрастать давление на мембране.
- Затяните гайку, верните скобу в исходное положение.
Чтобы проверить правильность ваших действий при настройках – запустите мотор и опробуйте его на разных режимах работы. Если все действия были верными – посторонних звуков не будет, в том числе и в момент глушения двигателя.
Как узнать номер турбины?
Для того,чтобы идентифицировать турбокомпрессор,необходимо правильно «прочитать» информационную табличку,которая на нем установлена.
Ниже приведены фотографии информационных табличек наиболее распространенных турбокомпрессоров — Garrett,Mitsubishi,IHI,KKK,Holset с описанием нанесенной на них информации.
Турбокомпрессоры производства Garrett
- MODEL No — модель турбокомпрессора
- S/N — номер производителя автомобиля
- GAG P/N — номер производителя турбокомпрессора
Турбокомпрессоры производства IHI
- Turbo.Spec. — номер производителя турбокомпрессора
- Serial No. — модель турбокомпрессора
- Parts No. — номер производителя автомобиля
Турбокомпрессоры производства Mitsubishi
- MODEL No — модель турбокомпрессора
- S/N — номер производителя автомобиля
- GAG P/N — номер производителя турбокомпрессора
Турбокомпрессоры производства Mitsubishi
- MODEL No — модель турбокомпрессора
- S/N — номер производителя автомобиля
- GAG P/N — номер производителя турбокомпрессора
Турбокомпрессоры производства Holset
- Номер производителя автомобиля
- Серийный номер турбокомпрессора
- Номер производителя турбокомпрессора
- Модель турбокомпрессора
Турбокомпрессоры производства KKK
- KUND-NR — номер производителя автомобиля
- GROSSE — модель турбокомпрессора
- AUSF-NR — номер производителя турбокомпрессора
Не работаетактуатор турбины: признаки
Симптомов поломки турбокомпрессора несколько, ноосновной — синий выхлоп. Особенно ярко он выражается во время разгона, но когдаработа силового агрегата стабилизируется, выхлоп приобретает обычный цвет. Дымсинеет из-за сгорания масла, которое попало в мотор по причине его вытекания изтурбокомпрессора.
Из выхлопной трубы может выходить и черный дым,что говорит о сгорании обогащенного топлива из-за утечки воздуха в интеркулере.Также выхлоп может быть черным из-за поломки управляющей системытурбокомпрессора.
Выход дыма белого цвета также говорит онеисправности турбокомпрессора. Выхлоп белеет из-за засора в сливе турбинногомаслопровода. Другими явными признаками неисправности актуатора являются потекимасла на турбине и значительное увеличение его расхода. Это свидетельствозасора в каналах подачи воздушной массы или маслопровода.
Если автомобиль стал разгоняться медленнееобычного, дело также может быть в турбокомпрессоре. Его неисправность можетстать причиной недостаточного поступления воздушной массы в силовой агрегат.Нехватка воздуха приводит к серьезному падению мощности мотора.
Еще один признак поломок в турбине — сильный шумпри работе двигателя. Его появление бывает вызвано протеканием воздуха междувыходом компрессора и мотором. Вместе с шумом появляется неприятный скрежет привключенном турбокомпрессоре. Скрежет или шум могут быть следствием образованиятрещин, вмятин или других механических повреждений, которых касаются лопастиагрегата.
Если расход масла значительно увеличился, авыхлоп стал более токсичным, проверьте воздушный фильтр или подключенный ктурбине воздушный канал. Может быть, проблема в том, что эти элементызасорились.
Последний признак нерабочего состояния вестгейта- самый распространённый. Это выход масла из компрессора. Причина неоригинальна— это все то же замусоривание кожуха оси турбогенератора. Также выход масла могбыть спровоцирован неисправностью смазочной системы или ее закоксовыванием.
Распространённые неисправности вестгейта
Чаще всего с актуатором происходят следующие неприятности:
- ломаются выступы зубчатого колеса привода, отвечающего за активацию клапана;
- не работает электромотор, с помощью которого открываются створки клапана;
- изнашивается мембрана, сохраняющая герметичность вестгейта;
- выходят из строя электронные элементы, сообщающие другим деталям, что пора открывать клапан;
- образуется ржавчина у штока.
Признаки неисправности достаточно разнообразны:
- В момент разгона автомобиля можно наблюдать синий дым из выхлопной трубы. Как только автомобиль начинает ехать со стабильной скоростью, цвет отработанного газа меняется на обычный.
- Постоянно валит чёрный или белый дым, независимо от того, меняется скорость или нет.
- Машина разгоняется медленнее, чем раньше.
- Увеличивается расход масла, его подтёки можно увидеть на лопастях турбины.
- Мотор сильно шумит, и слышен скрежет.
Это интересно:
Замена актуатора:когда требуется?
Иногда турбина выходит из строя сразу, но обычноэто происходит постепенно. Чтобы определить поломку на ранней стадии, нужноприсмотреться к работе машины. Если все усилия по ремонту этого устройства недали результатов, придется купить новый актуатор.
Раньше замена производилась в сборе с турбиной,теперь актуатор можно заменить отдельно. Некоторые мастера вообще рекомендуютне пытаться ремонтировать это устройство, а сразу его менять — если, конечно,дело не в закисшем соединении. Узел обязательно придется заменить, если шарниртяги на регуляторе износился. Работа эта не такая уж и сложная. После заменыдевайса понадобится время на его адаптацию.
К преждевременному выходуиз строя актуатора приводят агрессивный стиль езды, применение некачественноготоплива и моторного масла. Чтобы агрегат прослужил дольше, допускать подобногоне стоит — лучше использовать только сертифицированные техжидкости.
Автовладельцы об опыте работы с актуатором сцепления
1. Актуатор сцепления: ремонт или замена?
«Установкой актуатора сцепления должны заниматься дилеры. Считаю этот вариант лучшим, если неисправность заключается в моторчике и выработке ресурса сервопривода, которая наступает спустя 80–100 тысяч километров. Конечно, двигатели сейчас выпускаются с большей мощностью, поэтому автовладельцы уже не помнят, что такое ошибка р0810. Этот код появляется при достижении двигателем предельно допустимого тока потребления.
Однако думаю, производители о своей экономии заботятся, так как более мощный двигатель «переживет» проблемы с актуатором и сцеплением, а не потребует замены всего в сборе. Зато когда ресурс двигателя выйдет, тут уже автовладелец столкнется с трудностями, так как гарантия к тому времени закончится.
А по поводу сцепления могу сказать, что в актуаторе есть пружина, выжимающая диск сцепления, и наоборот, диск сцепления выжимает пружину внутри сервопривода. При износе диска он истончается, происходит выгибание наружу лепестков корзины, увеличивается нагрузка на актуатор, требуется большее потребление тока, что приводит к ошибке р0810. Если моторчик актуатора функционирует на пределе возможностей, то все нормально, но стоит только увеличиться потреблению тока из-за сцепления, актуатора или всего сразу, появляется ошибка.
Если переводить рычаг в нейтральное положение, то, пока сцепление выжато, актуатор, диск и подшипники подвергаются большей нагрузке. Даже при МКПП нельзя долго стоять при выжатом сцеплении, несмотря на то, что там нет актуатора, так как повышается нагрузка на главный и рабочий цилиндры сцепления. Конечно, это не так уж критично, нет необходимости при каждой остановке на «нейтралку» переходить, но если остановка длится больше 30 секунд, то можно и переключиться. Да и зимой лучше это делать в ручном режиме, иначе можно получить переключения не в тот момент, когда колеса начнут пробуксовывать».
2. Ремонт актуатора без особой возни: миф или реальность?
«Что касается замены моторчика без снятия актуатора и последующей инициализации, то это, скорее, невозможно, особенно, если ранее его никто не снимал, а сам автовладелец не имеет отношения к микрохирургии. Болты рано или поздно закиснут, внутренний шестигранник может закатиться. Совершенно неудобно, ведь нужно приложить усилие, чтобы открутить болт, вручную не получается. Пневмотрещотка с удлинителем, скорее всего, поможет, но может сделать из шестигранника кружок».
3. Нужно ли ставить восстановленный актуатор вместо «умершего»?
«Нормально врезать подшипники в б/у актуатор сцепления – это еще не решение всех проблем, поскольку:
- Есть вероятность износа шестерни и червячного вала, а подшипники, поставленные без условия коррекции, приведут к заклиниванию. «Нейтралка» будет вылетать, а контрольная лампа загораться.
- Есть вероятность износа щеток моторчика. В таком случае высокий уровень тока приведет к вылетанию «нейтралки» и появлению контрольной лампы.
- Есть вероятность перегрева моторчика из-за заклинивания втулок и подгорания обмотки – результат будет тем же.
- Замена сцепления в сервисе, не специализирующемся на роботизированных КПП, чревата смазкой выжимной и его направляющей. Если неквалифицированно смазать актуатор сцепления, это приведет к налипанию грязи – результат тот же.
Кроме того, неисправности могут быть вызваны опорой вилки, грязью в датчике и другими причинами.
При отсутствии умения снимать и устанавливать актуатор сцепления, читать ошибки и т. д. лучше не трогать актуатор сцепления. Поможет только хороший сервис, специализирующийся на «роботах». Нужно будет либо новый поставить, либо ремонт с гарантией делать».
4. Диагностика, ремонт или замена актуатора – только в проверенных автосервисах
«Приходилось сталкиваться с переделанными актуаторами сцепления на гарантии. Поставили, человек поездил какое-то время, неделю, или месяц, а потом снова та же ошибка р0810. Он возвращается в сервис, ему другой устанавливают. Если не вернется, значит, нормально все, тогда его актуатор другому по гарантии поставят. И так – по кругу, бывает по 4-5 машин возвращаются каждый месяц друг за другом, и ведь все с моторчиками. А потом владелец уже не может разобрать, что именно у него стоит и какой реальный пробег у этого актуатора. Ну и, конечно, по гарантии предлагают поменять сцепление, ЭБУ, электромотор. Люди платят, а результата нет, потому что считают, что сервопривод с подшипниками исправен».
5. Перегревается актуатор после ремонта? Срочно меняем СТО!
«Причина перегрева актуатора сцепления заключается в недостаточной смазке элементов сцепления (вилки выжима). Поэтому щетки и не выдерживают трения.
Цена медно-графитовых щеток для актуатора сцепления в любом автомагазине – около 100–150 рублей.
В сервисах никто не будет смазывать актуатор сцепления, поэтому спустя 100 000 км пробега вилка уже даже руками не сдвигается, не то что маломощным моторчиком.
Поэтому ребятам из сервиса интересен именно заработок».
Причина поломки актуатора
Самой часто причиной неисправности — бывает то, что выходят из строя втулки актуатора, установленные на оси шестерни, которая называется червяной. Они вращают шестерни при выжимании корзинки сцепления.
Для уменьшения трения втулки покрывают тефлоном. Но время деятельности втулок очень мало и равняется, примерно, 100 000 км езды.
При эксплуатации без покрытия сила трения растет так, что актуатор просто уже не способен работать. Решение — замена заводских втулок на бронзовые или латунные.
Ремонт включает смену втулок, которые заточены, а также устранение выработки на валу актуатора сцепления. Это нужно для достижения ровного и плавного скольжения деталей.
Но лучше всег выполнить смену втулок на подшипники с шариками. Они дадут нужную твердость, плавность качания, а еще бывают со своей собственной смазкой, находящейся все время, в их каркасе.
.