Какие бывают типы шин

В автомобилях устанавливают разные виды шин, в зависимости от погодных и температурных условий окружающей среды. Существуют даже покрышки для эксплуатации по бездорожью. Из статьи вы узнаете, каким же образом классифицируются шины, и как правильно подобрать их для авто.

Различия в рисунке протекторного слоя


tipy shin dlya avtomobilyaРазличные типы рисунка протекторного слоя

Современные автопокрышки имеют радиальное строение каркаса: нити кордового слоя расположены перпендикулярно окружности колеса. Есть автошины с диагональным строением: нити корда расположены внахлест друг на друга и под определенным уклоном. Второй вид шин встречается редко, многие производители отказались от выпуска диагональных шин из-за неустойчивости каркаса.

В зависимости от вида рисунка протекторного слоя разделяют автошины:

  • С направленным рисунком. Маркируется такой протектор стрелочкой с направлением движения колеса, а также словом «Rotation». При покупке таких изделий необходимо учитывать, что нельзя переставлять колесо с левой стороны авто на правую без перебортирования колеса и наоборот. Возникают сложности и с «запаской»: заранее предугадать с какой стороны автомобиля колесо потребует замены невозможно, а при установке в форс-мажорных ситуациях запасного колеса на неверную сторону (левого на правую и наоборот), даже на маленькой скорости передвижения возникает эффект аквапланирования.
  • Имеющие ненаправленный рисунок протекторного слоя. Указанные автопокрышки являются универсальными, их можно ставить с любой стороны машины.
  • Асимметричные. Протекторный слой разделен на две части, отличающиеся рисунком и степенью жесткости. Первая часть рассчитана на дождливую погоду, вторая — сухую. Маркируются изделия надписями Outside и Inside (либо Side Facing Out и Side Facing Inwards), указывающими наружную и внутреннюю стороны. Указанные автопокрышки бывают двух видов: с направленным и ненаправленным рисунком протекторного слоя. Первый вариант встречается очень редко, большинство производителей авторезины сняли асимметричные шины с направленным рисунком с производства.
  • Симметричные. Рисунок протекторного слоя состоит из двух одинаковых половинок. Такая конструкция обеспечивает хорошую устойчивость городских и компактных автомобилей при езде по ровной поверхности дороги. При этом конструктивные особенности авторезины не дают сделать ее поведение оптимальным для перемещения автомобиля по влажной дороге.

Маркировка и параметры шин

Маркировка и параметры шин

Ширина шины (B) — измеряется в мм;

Высота шины (H) — измеряется в процентах от ширины (B). Если этой цифры нет на боковине шины (например, типоразмер выглядит так — 255 R 16), то это значение равно 80% и такая шина называется полнопрофильной;

Конструкция — тип конструкции шины ( R — радиальная);

Монтажный диаметр обода (d) — диаметр диска в дюймах;

Коэффициент нагрузки — индекс нагрузки шины. Это условный показатель, определяющий максимальную нагрузку на шину. На некоторых шинах есть надпись — MAX LOAD (максимальная нагрузка), после этой надписи стоят значения в килограммах и фунтах;

Индекс скорости — этот параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.

Таблицы индексов нагрузки и скоростиТаблицы индексов нагрузки и скорости

Цветные метки на шинах

Цветные метки на шинах

1, 2: Цветные полоски на протекторе — складская маркировка шин, используется для удобства поиска и сортировки;

3: Балансировочная метка — обозначение самой легкой точки шины. Наносится на боковую стенку покрышки после проверки статического дисбаланса. При монтаже покрышки на обод колеса эту метку необходимо совместить с соском;

4, 5: при контроле радиальных покрышек на силовую неоднородность на их боковину наносят круглые метки, аналогичные балансировочным, только красного или зеленого (иногда — синего) цветов.

Дата производства шин

Срок годности шин составляет 5-10 лет (это зависит от качества материалов и условий эксплуатации).

По требованию DOT (Министерство транспорта США), все шины должны иметь отметку о дате изготовления. Обычно это четырехзначное (до 2000 года использовалось трехзначное) число в углубленном овале на боковине шины. Первые две цифры обозначают неделю, а вторые — год изготовления. Например, маркировка 1008 говорит о том, что резина была изготовлена в десятой неделе 2008 года.

Параметры шин

Твердость резины по Шору — показатель сопротивления резины погружению в нее индикатора из закаленной стали. Твердость резины по этому методу определяется интервалом от 0 до 100 единиц. Характерное значение для зимних шин — 50 единиц, для летних — 60.

По каким признакам классифицируются автошины

Виды автомобильных шин разделяют по целому ряду параметров, это упрощает выбор. В первую очередь разделяют по типу транспорта. Покрышки могут быть рассчитаны на легковые автомобили, грузовики, мототехнику, спецтранспорт. У грузовой резины существует подразделение еще и по особенностям конкретных автомобилей и осям. В зависимости от типа транспорта шины могут иметь разные размеры, протектор, допустимые нагрузки и прочие параметры.

Также разделяют по допустимым дорожным покрытиям. От правильного выбора зависит управляемость и некоторые другие нюансы.

По типу конструкции выделяют несколько разновидностей, отличающихся расположением корда.

Важным является разделение по сезону. Покрышки разделяют по возможности применения в определенное время года. От этого зависит безопасность движения, а также продолжительность эксплуатации покрышек.

Еще существует деление по протектору. Этот фактор влияет на управляемость, безопасность, а также возможность движения по разным покрытиям. Поэтому, его стоит учитывать при выборе.

Отличия в протекторном рисунке


типы автошин
Одним из первых важных факторов — это протектор шины. Грамотно подобранный протектор максимизирует пятно контакта с дорогой и поможет отвести воду и снежную кашу, предотвращая затирание. Колеса могут быть как с направленным, так и с ненаправленным рисунком или ассиметричного строения. Отличаются они своими техническими характеристиками, стоимостью производства и рекомендованными условиями использования.

Ассиметричный

Одной из разновидностей покрышек бывает резина с ассиметричным рисунком. Такие шины, по сути, представляют собой два «сборных» колеса, из двух частей с разным рисунком где одна предназначена для сухого асфальта, а вторая – для мокрого покрытия. Такие изделия можно узнать по маркировке «outside» на внешней части колес.

Дело в том, что внешняя сторона испытывает большие перегрузки при совершении маневров. Соответственно, стороны имеет разную степень жесткости, чтобы обеспечивать максимальное сцепление колес с дорожным покрытием. В силу своей универсальности и технологической сложности процесса такие изделия стоят на 15-20% дороже.

Направленный

Часто можно встретить резину с направленным рисунком. Такой тип можно распознать по метке «Rotation» на боковой поверхности. Рисунок автошин позволяет эффективно отводить воду о колеса и обеспечивать хороший контакт с дорогой при плохих погодных условиях.

Основным недостатком такого вида автомобильных шин является невозможность быстрой замены без снятия с диска. Поэтому рекомендовано возить с собой запасное колесо с универсальным ненаправленным рисунком, чтобы установка на правое переднее или левое заднее посадочное место на вызвала проблем вдали от автосервиса.

Ненаправленный

Самыми доступными и распространенными автопокрышками являются комплекты с ненаправленным рисунком протектора. Это резина универсальной конструкции со стандартным назначением. Характеристики таких шин являются усредненными, однако их стоимость невелика в силу простого технологического процесса. Зачастую автомобили сходят с конвейера именно с такими колесами – концерны взяли за основу это удобное правило.

Для какого транспорта бывают шины

Часто водители задаются вопросом, чем отличаются грузовые шины от легковых. На самом деле различий немного, и все они касаются технических особенностей эксплуатации.

В первую очередь стоит помнить, что грузовые шины зачастую выдерживают высокие нагрузки. Поэтому, у спецтранспорта и грузовых покрышек всегда используется усиленный корд. Также, такие автомобили редко эксплуатируются на высоких скоростях, это дает возможность использовать диагональную конструкцию.

Также зачастую покрышки для большегрузов делятся на управляемые и ведущие. Управляемые получают неглубокий протектор, на котором почти нет ламелей. Это обеспечивает оптимальное распределение нагрузки, а также улучшение управляемости автомобиля. Ведущие имеют более серьезный протектор, который гарантирует эффективное сцепление с дорогой.

У легковых автомобилей такого разделения нет.

Для спецтранспорта зачастую применяются покрышки с наиболее глубоким протектором. Это позволяет обеспечить оптимальную эксплуатацию в любых условиях.

Производитель транспортного средства хорошо расписывает требования к резине. Обязательно изучите рекомендации.

Назначение покрышек по типу дорожного покрытия

По дорожному покрытию шины делят на:

  • дорожные;
  • внедорожные;
  • универсальные;
  • зимние.

Зачастую дорожные и зимние относят к одному типу, но мы рассмотрим их по отдельности. Технически они несколько отличаются.

Дорожные покрышки обычно имеют классический протектор, они предназначены для эксплуатации на дорогах. Все основные различия между покрышками этого типа, заключаются в особенностях протектора, а также возможности сохранения контроля над автомобилем на мокром асфальте. Отличаются прямым рисунком, практически не имеющим ламелей.

Внедорожные предназначены для использования на любом покрытии. Благодаря крупному протектору, ламелям и другим особенностям, такая резина позволяет эффективно ездить по любому покрытию не боясь проблем.

Универсальные сочетают в себе качества дорожных и внедорожных покрышек. Но, по мнению многих специалистов уступают специализированным шинам.

Если вы большую часть времени ездите по городу и загородным трассам, лучше брать обычные дорожные покрышки

Назначение по сезонности

Еще автомобильная резина делится по сезонам. Такая классификация разделяет шины на три группы:

  • летние;
  • зимние;
  • всесезонные.

Рекомендуется использовать покрышки, только соответствующие сезону. К тому же в некоторых странах эксплуатация автомобиля, обутого не по сезону запрещена.

Летние покрышки изготавливают из жестких смесей резины. Это позволяет эффективнее работать шинам при высоких температурах. В таких условиях удается сочетать низкий уровень износа (за счет жесткости) и хорошую управляемость. Все модели такой резины обладают хорошо развитой системой теплоотвода, обычно имеют большую площадь контакта.

При низких температурах летние шины становятся жесткими и практически теряют способность к сцеплению с асфальтом. Не стоит их эксплуатировать при температурах ниже +5°.

Зимняя резина наоборот производится из мягких сортов и смесей каучука, что позволяет ей сохранять ходовые качества при низких температурах. Может иметь простой протектор (липучка) с ламелями или укомплектовываться шипами.

Шиповка хорошо показывается себя на льду и снежном накате. На асфальте такая разновидность менее эффективна, к тому же повреждает покрытие. Современные «липучки» не уступают по качеству сцепления шипам, при этом более универсальны.

Еще подразделяют зимние автошины на виды по протектору:

  • скандинавский;
  • европейский.

Первый тип имеет более развитый протектор, что позволяет успешно ездить по снегу и льду. Европейские зимние шины лучше себя чувствуют на слякоти и мокрой дороге. Маркируется зимняя резина пиктограммой звездочки, или же обозначением «W-winter».

Существует еще и промежуточный вариант, это так называемые всесезонные шины. Они мягче обычной летней резины, и жестче зимних шин. Но, в любом случае значительно уступают специализированным покрышкам. При температуре ниже -10° они замерзают, а при высоких температурах излишне размягчаются. Маркируются M+S, AS или 4S.

Рекомендуется использовать всесезонные шины только в регионах с мягкой зимой. В остальных случаях экономия может выйти боком.

Отличия в конструкции шин

радиальные и диагональные покрышки
Также колеса отличаются строением каркаса и брекера. Под слоем резины расположен каркас, отвечающий за жесткость изделия. Большое количество нитей из металла или капрона образуют прочную конструкцию, определяющую технические параметры колеса. В частности, от этого зависит индекс предельно допустимой нагрузки (кг) на одно колесо.

Этот параметр указан вблизи размерности покрышки. Чем больше параметр, тем больший вес может перенести колесо. К примеру, число 91, которое соответствует определенной максимальной нагрузке 615 кг. Иногда в маркировке присутствует дополнительный параметр Reinforced, что говорит об увеличенном числе нитей корда, что повышает индекс нагрузки на три единицы.

По виду плетения покрышки подразделяются на диагональные и радиальные.

Диагональные шины

Иногда на авто можно встретить шины диагональной конструкции. Согласно классификации они подходят для стандартного применения на небольших скоростях. В качестве основы используется капроновая или нейлоновая нить, которая перекрывается своими же слоями. Количество слоев может быть 2 и выше.

Собственного обозначения в маркировке шин у колес диагональной конструкции не существует. Если радиальную резину можно узнать по букве в размерности изделия: размер шины «Р» категория шины, то у диагонального изделия стоит знак «/», что означает как раз такую конструкцию. В силу более простого способа производства диагональная резина менее дорога, однако ее характеристики значительно хуже, чем у конкурента.

Радиальные шины

Самыми распространенными являются покрышки с радиальным расположением нитей корда. Металлические нити образуют кольца, непересекающиеся между собой, а брекерный пояс комплектуется дополнительным усиленным кордом. Такие шины более предпочтительны для автомобиля, хоть и обладают большей стоимостью.

  • радиальные автошины бескамерные — внутри отсутствует камера, что обозначается литерами TL («Tube Less»);
  • усиленная конструкция обладает боковиной, которая не так боится порезов и нагрузок;
  • вес такого комплекта меньше, что положительно сказывается на расходе топлива;
  • обладают лучшей теплопроводностью, что позволяет дольше двигаться на высокой скорости по ровной дороге;
  • под большим давлением работает лучше и способна выдержать нагрузку на 15-20% больше.

Низкий профиль?

Маркировка шины, имеющей низкий профиль

Какие автошины являются низкопрофильными? Многие автолюбители отдают предпочтение покрышкам с низким профилем, желая украсить внешний вид автомобиля и немного изменить его характеристики. В таких изделиях процентное соотношение ширины и высоты профиля шины должно быть меньше 55%. Узнать высоту профиля автопокрышки можно из маркировки, к примеру, в обозначении 205/45R14, цифра 45 указывает на низкий профиль авторезины. Отношение ширины изделия к его высоте составляет 45%. Ширина автопокрышки составляет 205 мм, а высота профиля находится следующим образом: 205*0,45=92,25 мм.

Применение автошин, имеющих низкий профиль, дает возможность:

  • увеличить пятно контакта колес с дорожным покрытием;
  • улучшить устойчивость машины;
  • улучшить торможение;
  • улучшить разгон.

Недостатки при применении указанного типа покрышек:

  • увеличение шумности во время езды;
  • большая вероятность возникновения эффекта аквапланирования;
  • возрастание жесткости покрышек;
  • увеличивается вероятность деформации диска при езде по неровной поверхности дорожного покрытия либо наезде на бордюры.

Зимние шины

Виды зимних шин

Европейские шины предназначены для эксплуатации на малозаснеженных и мокрых дорогах (с голым асфальтом). Шины имеют большее количество каналов для отвода воды, края этих шин закруглены.

Арктические (скандинавские) шины предназначены для использования в холодных климатических зонах с низкими температурами и заснеженными дорогами. По сравнению с европейскими зимними шинами, арктические имеют большее количество ламелей (прорезей, образующих режущие кромки, которые цепляются за микронеровности льда и укатанного снега), обладают угловатыми плечевыми блоками (у европейских зимних шин плечевые блоки закруглены).

В резиновую смесь скандинавских шин вводится большее количество специальных компонентов, сохраняющих эластичность резины при низкой температуре.

Арктические шины бывают как шипованные (шиповка), так и нешипованные (липучка, фрикционные шины). Шипованные шины обеспечивают более надежное сцепление с ледовым покрытием и укатанным снегом (тормозной путь короче на 10-20%), но чуть хуже ведут себя на голом асфальте. В крупных городах, где дороги постоянно чистят, специалисты рекомендуют использовать нешипованную зимнюю резину. Если вы собираетесь ездить по пригородным дорогам, то лучше использовать шипованные шины.

При выборе следует учитывать и то, что шипованная резина шумная. Ударяясь об асфальт, металлические шипы издают звук, который хорошо слышно в салоне.

Виды шипов

Виды шипов для зимних шин

1. Круглый шип — самый распространённый и дешёвый. Круглыми шипами оснащаются шины бюджетного класса. Такие шипы слабо сцепляются со льдом;

2. Овальный шип — развитие идеи круглого шипа. Такие шипы обладают большей площадью контакта, что значительно улучшает сцепление с дорогой. Ими оснащаются шины среднего и высокого класса;

3. Четырехгранный шип — ноу-хау фирмы Nokian, защищённое патентом (такими шипами оснащаются шины только этой фирмы). Шипы такого типа лучше врезаются в лед;

4. Бриллиантовый шип — лучше сцепляется со льдом, чем четырехгранный, так как имеет большее количество кромок. Но такие шипы быстро изнашиваются и становятся круглыми.

Шины для внедорожников

tipy shin dlya avtomobilyaМодель автопокрышки для внедорожников

Отдельным видом выступают шины для внедорожников. Применение указанного типа транспорта подразумевает езду по бездорожью, авторезина при этом должна иметь высокий профиль и быть устойчивой к проколам. Различают следующие виды автопокрышек для внедорожников:

  • Шоссейные. Предназначенные для езды по твердому дорожному покрытию. Для их производства применяется специальный состав резиновой смеси, устойчивый к абразивным частицам покрытия дороги. Используется специальный рисунок протектора и жесткость каркаса, они непредназначенные для езды по бездорожью. Мягкость автошин обеспечивает бесшумность изделий во время езды по трассе, а протектор — прекрасные ходовые качества авто.
  • Внедорожные (грязевые). Предназначенные для езды по непроходимой грязи и передвижению транспорта в труднодоступных местах. Высокая проходимость машины обеспечивается специальным протекторным слоем, способным выдавливать грязь из пятна контакта колес с дорогой. Указанные покрышки устойчивы к деформации и механическим повреждениям благодаря жесткости резины, а также устойчивости каркаса автопокрышек. При этом высота профиля шин высокая, боковины усилены — это не позволяет ездить на высокой скорости и выполнять экстремальные маневры. Внедорожные шины по конструктивным особенностям могут быть разделены на покрышки для преодоления песка, непроходимой грязи, скалистой местности. Для каждого варианта используется специальный протектор, отличающийся высотой, толщиной канавок и жесткостью резины.
  • Универсальная авторезина, применимая на шоссе и бездорожье. Указанный тип покрышек отличается от шоссейных шин крупным рисунком протектора и большей жесткостью резины. Указанные автопокрышки дают возможность ездить по песчаной поверхности, грязи. Автомобиль «обутый» в универсальные шины, обладает хорошей проходимостью.

От правильного выбора типа шин для внедорожников зависит тяга, управляемость, устойчивость, проходимость транспортного средства, снижает риск застревания машины во время преодоления различного рода препятствий.

Практические советы по выбору резины

Можно долго спорить относительно того, как правильно выбирать резину для авто. На тематических форумах по этому поводу встречаются десятки дискуссий.

Бывалые автомобилисты сходятся на том, что оптимальными для авто являются те шины, которые рекомендует сам производитель транспортного средства.

Отступать от данного совета не стоит. Концерны имеют возможность провести десятки испытаний, на основе которых выбрать те покрышки, которые обеспечат и хорошую маневренность, и безопасность на дороге. Профессионалы же дополнительно рекомендуют следовать следующим советам:

  • Низкопрофильные шины в РФ – не лучший вариант. Они подойдут разве что для поездок в городах, где дороги действительно качественные. Но уже в пригороде все их преимущества исчезают, а вот недостатки проявляются. И главный среди них – плохая амортизация при езде по дорогам не лучшего качества.
  • Отдавать предпочтение только проверенным брендам и отказаться от покупки уже эксплуатированных шин. Среди производителей советуют покупать автошины от Nokian, Yokohama, Michelin, Pirelli, Goodyear, Bridgestone, Continental. Вот только многие бренды сейчас подделывают. Поэтому покрышки следует покупать только у официальных представителей. Их список всегда можно найти на официальном сайте производителя.
  • Для внедорожников лучше отдавать предпочтение шинам с отметкой XL, что указывает на их устойчивость к очень высоким динамическим и статическим нагрузкам. Стоят недешево, но не подводят в самый ответственный момент.
  • Не использовать всесезонные шины. Хоть и кажется, что таким образом можно сэкономить, на деле их приходится часто менять. А вот качественной сцепки с дорогой они не обеспечивают. Лучше по традиции владеть двумя отдельными комплектами – для зимы и лета.
  • RunFlat покупать, если автомобиль часто используется для длительных междугородних или даже международных поездок. У производителей требования к качеству таких шин высокое, проверка также многоуровневая. Они полностью окупают свою стоимость.

Именно за шинами приходится тщательнее всего следить. То же давление, например, следует проверять не реже 2 раз в неделю, а при ежедневном использовании авто – и того чаще! За использование слишком изношенных покрышек штрафы небольшие, но не забывайте, что речь идет в первую очередь о безопасности самого автовладельца.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.