Что такое экстренное торможение

Экстренное торможение по ПДД

Экстренное торможение – маневр, выполняемый при возникновении опасных ситуаций на дороге. Важно отметить: подобные действий допускается осуществлять лишь в определенных обстоятельствах, все они определяются ПДД.

Нарушение правил дорожного перемещения по дорожному полотну грозит серьезными штрафами – контроль за этим осуществляет ГИБДД.

Содержание

Виды и приемы торможения автомобиля


Существует несколько видов и приемов торможения.

Плавное торможение автомобиля

Самым безопасным из них является плавное торможение, которое осуществляется путем нажатия на педаль тормоза. Плавное торможение применяют в случае спокойного движения машины, при средней скорости, и тогда, когда дорожное покрытие может себе позволить хорошее сцепление с колесами. В школах вождения данный вид торможения рассматривается как основной, так как он не несет каких – либо неприятных последствий или износа шин. Недостатком плавного торможения считается то, что его можно применять не везде: если качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, то эффективность плавного торможения падает.

Резкое торможение автомобиля

Следующим распространенным видом торможения является резкое торможение. Оно осуществляется резким нажатием педали тормоза почти до самого упора и удержанием педали в таком положении. Вследствие этого на дорожном покрытии образуются следы в виде черных полос, по которым можно определить путь водителя. У разных автомобилистов качество его торможения отличается, так как оно производится с помощью «мышечного чувства».

Резкое торможение используется в критических ситуациях. Водитель должен уметь сохранять бдительность, устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении, так как оно имеет свои особенности и должно быть исполнено грамотно. Минусами такого торможения является блокировка колес, износ шин, а также снижение коэффициента сцепления колес с дорогой.

Рекомендуется сводить к минимуму резкое торможение на дороге.

Прерывистое и ступенчатое торможение автомобиля

Следующие типы торможения относятся к торможению импульсивному: прерывистое и ступенчатое. Прерывистое – это, по существу, сочетание резкого торможения с растормаживанием. Водитель осуществляет периодическое нажатие на педаль тормоза, а затем полностью его отпускает. И эта процедура выполняется до полной остановки машины.

Прерывистое торможение используется на ухабистых неровных участках дорог. Не следует использовать интенсивное первоначальное тормозное торможение на большой скорости, так как нельзя допустить полной блокировки колес.

Ступенчатое торможение более применимо для экстренного торможения в сложных ситуациях, так как оно может создать минимальную длину тормозного пути. Ступенчатое торможение выполняется путем нажатия педали тормоза до упора, но до конца оно не опускается, а производится, своего рода, «прокачка» от полной блокировки колес до разблокировки.

При ступенчатом торможении меняется его интенсивность, но оно не прекращается. Рекомендуется применять этот вид торможения первоначально на короткой дистанции и далее увеличивать на свое усмотрение показатели интенсивности и продолжительности торможения. Устойчивость машины на дороге осуществляется за счет растормаживания.
Торможение автомобиля

Торможение двигателем автомобиля

Следующий вид торможения – торможение двигателем и торможение коробкой передач. В первом случае происходит отпускание педали газа при включенном сцеплении на действующей передаче. Педаль газа опускается, выжимается педаль сцепления, далее отключается повышенная передача. Затем опускается педаль сцепления и нажимается педаль акселератора в случае, если передача выключена. В конце выжимается сцепление, включается пониженная передача, и опускается педаль сцепления. Данный прием торможения основан на том, что двигатель становится потребителем энергии, не получая горючей смеси, но получая от трансмиссии крутящий момент. Преимущества этого торможения заключается в равномерном распределении тормозящего усилия между ведущими колесами машины, а также высокая устойчивость к заносам.

Торможение коробкой передач автомобиля

Торможение коробкой передач подразумевает равномерное постепенное переключение на низшие передачи для того, чтобы снижать скорость машины. При этом можно перескочить через несколько передач, только это будет иметь свои последствия — потерю маневрирования и управляемости машины. Этот способ торможения хорошо применять для плавного снижения скорости на тех участках дороги, где сложно проезжать без особой сноровки, например на мокрых спусках.

Хороший водитель должен уметь пользоваться каждым из вышеперечисленных способов, так как дороги везде разные, а разница способов торможения, как вы понимаете, подразумевают то, что для каждого «другого» участка дороги свой способ торможения.

Видео приемы и способы торможения автомобиля

На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.

Как экстренно тормозить на авто с АВS? Плюсы АВS

Подавляющая часть продающихся иномарок оборудованы системой ABS. И если у вас именно такой автомобиль, то вы счастливчик 🙂

На авто с ABS при экстренном (резком) торможении действует правило «сломай педаль». Педаль тормоза, конечно 🙂 Если на вашем авто есть еще и педаль сцепления, то ломайте две одновременно* до полной остановки (!).

Для уменьшения тормозного пути усилие нажатия должно быть максимальным с самого начала экстренного торможения. Срабатывание ABS вы почувствуете по подергиванию педали тормоза и стрекочущему довольно неприятному звуку, похожему на хруст. Пугаться не стоит — это нормальная работа вышеназванной системы, продолжаем что есть силы жать педаль до полной остановки.
________
* — Для правильной работы системы ABS при экстренном торможении рекомендуется нажимать именно две перечисленные педали одновременно, исключая двигатель от процесса торможения.

Если надо быстро остановиться, то даже на заледенелом покрытии действует это же правило: жмем на тормоз до упора и не отпускаем(!) до полной остановки. В этом случае электроника автомобиля за водителя рассчитает и применит запрограммированный режим торможения.

От природного рефлекса давить тормоз до упора «в пол» на авто с ABS избавляться ни в коем случае не нужно!

Плюсы АВS при экстренном торможении:

  • в большинстве случаев уменьшается длина тормозного пути;
  • авто при таком торможении реагирует на повороты руля, сохраняя управляемость;
  • в повороте при таком торможении машина не уходит в занос* или снос;
  • от водителя не требуется владения особыми навыками торможения (в подавляющем большинстве случаев).

_________
* — Если занос возник не из-за торможения, то ABS будет бессильна. (Например, часто причиной заноса в повороте является неправильно выбранная скорость и последующий чрезмерный доворот руля и др.). Поворот очень неподходящее место для торможения вне зависимости от оборудования вашего автомобиля.

Внимание!
Привычный для многих профессиональных водителей рефлекс прерывистого нажатия на тормоз в аварийной ситуации может запросто увеличить тормозной путь на автомобиле с ABS!

За секунду ABS способна выполнить серию из 12 тормозных импульсов, а даже автогонщик экстра-класса не более 8. Поэтому обычно при торможении по прямой на ровных однородных поверхностях (асфальт, мокрый асфальт, даже лед и т.п.) победить электронику в длине тормозного пути не реально. А вот на смешанных покрытиях, особенно занесенных снегом, не все так однозначно.

Как работает АВS? Основной принцип работы

Для срабатывания АВS нужны два условия: нажатая педаль тормоза и хотя бы одно на мгновение остановившееся колесо*.
Если выполнились оба условия, то электроника тут же вмешивается в торможение и, как ни странно, чуть-чуть приотпускает тормозные колодки на заблокированном колесе.

Задача АВS — обеспечить торможение на грани блокировки колес, тем самым, сохраняя управляемость автомобиля.

_________
* — сложный алгоритм работы электроники антиблокировочной системы также наверняка предусматривает ее срабатывание и без остановки колес, но на сухом асфальте в результате ее работы почти всегда можно обнаружить штрихи кратковременного юза (блокировки) колес.

© www.AutoPrepod.ru

Недостатки (минусы) ABS

Иметь на борту ABS — здорово, но на всякий случай знайте и помните про минусы подобной системы, т.к. некоторые из них значительны.

1. На неровной дороге (выбоины, брусчатка, каменистые покрытия) эффективность работы ABS снижается. Это приводит к увеличению(!) тормозного пути.

Связано это с тем, что на неровных участках «подпрыгнувшее» колесо блокируется намного раньше, чем при торможении на ровной дороге. Именно в этот момент, когда колесо на подлете и имеет минимальное сцепление с дорогой, ABS подает команду на приотпускание тормозных колодок. Но дальше, когда колесо приземляется, его сцепление с дорогой увеличивается, а сила торможения уже неоптимальна — уменьшена электроникой.

На неровных участках дорог вариантов противодействия данному недостатку немного: снижаем скорость до подобного участка либо — после (на ровном покрытии). Безопасная дистанция — само собой разумеющееся условие.

Можно ли при неудовлетворительной работе ABS применять импульсное торможение?
А вот здесь мнения специалистов расходятся: одни утверждают, что прерывистые нажатия педали тормоза на подобных авто положительного результата не принесут, другие это допускают, но утверждают, что ABS старого поколения при этом будут реагировать только на полное отпускание педали тормоза. Выигрыш в тормозном пути в таком случае остается довольно сомнительным. Как проверить? Наверно только практически на конкретном автомобиле. Я на своем пока не проверял 🙂 Так что вопрос остается открытым.

2. Смешанные покрытия, имеющие различные сцепные свойства, также приводят к снижению эффективности работы ABS. Иногда к значительному(!). Яркий пример неоднородного покрытия: асфальт – лед – асфальт – снег – лужа.

На более скользком покрытии колеса блокируются раньше, что приводит к чрезмерному приотпусканию тормозных колодок и на последующем участке. Иными словами, ABS в данном случае не может быстро реагировать и подбирать для конкретного малого участка дороги оптимальное тормозное усилие. Несомненно, это приводит к увеличению тормозного пути.

Меры борьбы те же – увеличенная дистанция, а, в идеале, снижение скорости до подобного участка.

3. При торможении на рыхлых, сыпучих покрытиях ABS мешает и обычно значительно увеличивает тормозной путь!
Это может быть дорога с песчаным или гравийным покрытием, и даже дорога, заметенная снегом(!).

На подобных покрытиях при торможении юзом перед колесом нагребается утрамбованный «валик», например, из того же снега, который остановит колесо быстрее, возникает так называемый эффект плуга. Т.е. на рыхлых поверхностях эффективнее тормозить юзом.

4. ABS перестает работать перед остановкой. Берегитесь скользких спусков!

Четвертый минус ABS состоит в том, что она отключается на скоростях ниже 5-7 км/ч и для некоторых условий движения (к примеру, когда вы катитесь вниз по скользкому уклону) этот факт нужно обязательно учитывать.

Т.е., например, зимой на обледенелом съезде в подземную парковку вы применили торможение «в пол». Машина с пульсирующей ABS продолжает медленно и верно скатываться с горки и до конца останавливаться не желает. Такое может произойти именно на скользких уклонах*.

Как быть? А вот здесь я даже и не знаю какой можно придумать выход. Ручник? Возможно. Прерывистое торможение? Может быть… На авто с АКПП в подобных ситуациях думаю что предпочтительнее тормозить на «Нейтрале» (режиме «N»). Слава Богу, что подобные условия встречаются не часто.

* — Подробнее о таких сюрпризах в статье журнала АВТОПИЛОТ «Скользкая ситуация»… >>

5. Один из самых больших минусов ABS это, пожалуй, возникающая у автовладельцев иллюзия непогрешимости работы данной системы. Теперь, очевидно, вы поняли, что это далеко не так!

Обычно на дорогих автомобилях антиблокировочные системы «умнее», да там и электронных помощников побольше будет. На бюджетных же авто их результативность
за последние годы хоть значительно и возросла, но все же на отдельных покрытиях, особенно заснеженных, их показатели не идеальны.

Основной плюс ABS в том, что при экстренном торможении машина реагирует на повороты руля и в большинстве ситуаций торможения «в пол» все же уменьшает тормозной путь, тем самым, предоставляя больше шансов избежать ДТП.

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Продолжение)

Читать далее…

© www.AutoPrepod.ru

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Продолжение)

Давайте вернемся к описанному вначале случаю с Машей. Вы наверняка догадались, что автомобиль у нашей героини был без АБС. И, что самое интересное, Маша теоретически отлично знала, как правильно тормозить на скользком покрытии. Она с легкостью практически без ошибок решала экзаменационные билеты и уже неоднократно слышала про прерывистое торможение.

Но летом во время обучения вождению ей никто не привил этот жизненно важный для зимней, и не только для зимней, езды навык.

Что уж там говорить… Даже водители со стажем за лето отвыкают от зимней манеры вождения и часто утрачивают необходимые навыки торможения на скользком покрытии!


Скрыть…

Как работает система аварийного торможения Break Assist (BAS) в автомобиле


Существует два типа систем аварийного торможения по исполнению и два типа по принципу работы – пневматическая и гидравлическая, и электронная и механическая.

Пневматическая система аварийного торможения

Следуя из названия, пневматическая система создает дополнительный ресурс для работы тормозной системы при помощи вакуумного усилителя тормозов. Самыми распространенными являются:

  • BA или Break Assist, BAS или Break Assist System, EBA или Emergency Brake Assist – устанавливаются на автомобили Audi, Volkswagen, Skoda, Toyota, BMW, Volvo, Mercedes-Benz и многие другие европейские автомобили.,
  • AFU – устанавливается на французских автомобилях, то есть на Citroen, Peugeot и Renault.

Она состоит из датчика положения штока вакуумного усилителя, электронного блока управления и привода штока. Такая система относится к механическим типам систем, так как работает за счет определения усилия, передаваемое на тормозную систему.

Гидравлическая система экстренного торможения

Максимальное усилие на тормозную систему переносится за счет компрессора, который создает больше давления тормозной жидкости в системе. К такому типу систем относятся:

  • HBA (Hydraulic BA) и HBB (Hydraulic Brake Booster) – устанавливается на автомобили марок Volkswagen и Audi.,
  • SBC (Sensotronic Brake Control) и BA Plus (Brake Assist Plus) – на автомобили Mercedes-Benz.,
  • DBC (Dynamic Brake Control) – на автомобили марки BMW.

HBA и HBA работают похоже – учитывается сила нажатия педали тормоза и возможность включения дополнительного насоса. SBC учитывает очень много факторов, включая скорость переноса ноги с педали на тормоз и время достижения подачи сигнала до предельного.

Электронная система аварийного торможения

Эта система Brake Assist ставится на 99% технически современных автомобилей. Представляет из себя кучу сенсоров, которые производят мониторинг скорости автомобиля, впереди идущего автомобиля и усилия нажатия педали тормоза, после чего создается преднастройка начального и прогрессивного усилия работы тормозной системы. Если система определяет, что торможение экстренное – система получает энергию для работы от тормозного поршня, а не усилителя тормозов, как это происходит в механической системе.

Механическая система аварийного торможения

Механическая система является самой первой системой аварийного торможения, поэтому она довольно проста, но также очень эффективна. Она считывает два основных параметра – скорость автомобиля и силу, с которой водитель жмет на педаль тормоза. Система производит вычисление и если переменная выходит за определенный порог – она включается и активирует тормозной усилитель.

Система автоматического экстренного торможения

В дорогих комплектациях автомобили часто комплектуются автоматическими системами экстренного торможения. Особенность (и отличие) такой системы от предыдущих заключается в том, что она срабатывает вне зависимости от того, хочет водитель этого или нет.

К таким системам относятся: Pre-Safe Brake (M-Benz), CMBS (Honda), FCM (Mitsubishi), Active City Stop она же Forward Alert (Ford), City Safety (Volvo), PEBS (Bosch), AEB (TRW).

Как правильно тормозить на авто без ABS?
Основные способы торможения в критических ситуациях

В зависимости от условий движения и необходимости водители применяют различные способы торможения, но, как правило, все они сводятся к различным вариациям, либо сочетанию следующих трех основных способов.

Резкое торможение (оно же экстренное)

Обычно применяется в аварийных ситуациях, когда необходимо быстро остановить автомобиль. Такой вид торможения подходит для ровных покрытий с более-менее хорошим сцеплением: асфальт, мокрый асфальт и пр.

  • Сильно жмем на тормоз. Чем лучше сцепление с дорогой, тем позднее колеса перейдут в юз.

Эффективное замедление при таком торможении происходит только до момента возникновения блокировки колес.

Почувствовав блокировку колес (визг шин, появление вибрации или вдруг уменьшившееся замедление), следует тут же уменьшить нажатие на педаль тормоза* и приступить к импульсному торможению — прерывистым нажатиям на педаль.

Этим вы избежите длительного юза колес и, тем самым, устраните его негативные последствия (занос, неуправляемость, увеличение остановочного пути).
__________
* — В критической ситуации приотпустить тормозную педаль не так-то просто, как кажется, особенно если места для остановки крайне мало. Даже водители со стажем, испугавшись, подчас жмут тормоза что есть мочи. От подобных ошибочных действий защитят только практические тренировки и, как говорится, холодный расчет.

Импульсное торможение выполняется как минимум двумя способами.

Ступенчатое торможение

Будьте готовы применить его в начальный момент юза колес на любом покрытии, а в особенности на скользких поверхностях: укатанный снег, лед и пр. Данный способ торможения очень эффективен, но требует сноровки.

  • Выполняйте толчки ногой по педали тормоза. Нажимать педаль необходимо до возникновения юза, и тут же следует немного отпустить ее. Как только вы почувствовали исчезновение блокировки — снова нажать.

Нажать.. Чуть отпустить… Нажать… Чуть отпустить…

  • Рулем при необходимости корректируем траекторию движения автомобиля, при этом стараясь избегать поворота руля в момент блокировки колес.

Самое первое нажатие на педаль должно быть максимально коротким, чтобы избежать длительного юза. Так сказать им вы производите «разведку покрытия» и достаточного для юза усилия.

Получается, что мы как бы ловим «грань блокировки колес», не допуская длительного скольжения и в то же время постоянно прикладывая тормозное усилие к педали.
При этом вы сами выбираете для себя комфортную частоту и длительность нажатия в зависимости от внешних условий, но обычно, чем более скользкое покрытие, тем чаще должны быть толчки. (По мере снижения скорости их частоту можно уменьшать, а длительность увеличить).

Прерывистое торможение

Применяется на разбитых или неровных поверхностях дорог (рытвины и пр.), а также в местах, где чередуются участки покрытий, имеющих различную скользкость. Например: асфальт – лед – асфальт – укатанный снег и пр.

  • Выполняйте толчки ногой по педали тормоза, каждый раз полностью отпуская ее. При этом нажимать на педаль следует до возникновения юза колес.

Нажать.. Полностью отпустить… Нажать… Полностью отпустить…

  • В момент растормаживания колес при необходимости поворотом руля корректируем траекторию движения автомобиля (подруливаем).

Отличается от предыдущего способа тем, что здесь каждое нажатие педали заканчивается полным прекращением торможения.

Отпускать педаль желательно именно на выбоинах дороги (при контакте передних колес с препятствием) или на более скользком покрытии, где тормозить не желательно.
Момент нажатия педали в данном случае приходится на более предпочтительные для торможения поверхности (ровные участки дороги или места с более хорошим сцеплением). На них же при необходимости можно применить и ступенчатое торможение.

Данный способ замедления менее эффективен по сравнению с предыдущим, но более легок в исполнении. Поэтому применяйте его либо на вышеперечисленных участках, либо на любом покрытии при наличии достаточного запаса в дистанции.

Что делать если машину заносит?

Если в ходе торможения возник занос автомобиля, необходимо прекратить начатое торможение и тут же поворотом руля скорректировать траекторию движения, поворачивая колеса в сторону заноса. В идеале при выравнивании автомобиля лучше не тормозить вовсе. Т.е. что-то одно: либо крутим руль, либо тормозим.

Когда выжимать педаль сцепления?

На авто без АВS при экстренном торможении про педаль сцепления можно забыть! Да, машина при такой остановке заглохнет. Но эффективность замедления будет больше, т.к. дополнительно к торможению педалью добавляется торможение двигателем. В идеале выжимать сцепление следует непосредственно перед остановкой, а при импульсном торможении одновременно с тормозом.

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Окончание)

Читать далее…

© www.AutoPrepod.ru

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Окончание)

Вам наверняка интересно узнать, научилась ли все-таки Маша правильно тормозить? Отвечу – конечно же, научилась! Испытанный шок в ситуации, когда автомобиль не слушался ни тормозов, ни руля, произвел на нее очень сильное впечатление.

На следующий же день была найдена безопасная площадка, и все знания основ торможения были тут же отработаны на практике. А со временем путем многократных тренировок, в том числе на этой же площадке, у нее выработался устойчивый навык правильных действий при остановке автомобиля.


Скрыть…

Нужно уметь, а не только знать! Знания в голове, а навыки в теле

Не надо думать, что после знакомства с различными способами торможения вы автоматически научились правильно тормозить на реальном автомобиле. Навык (автоматизм) вырабатывается только в процессе многочисленных тренировок (повторения одних и тех же действий).

Поэтому для получения реальных положительных результатов необходимо найти время, выбрать безопасное место и наработать правильные навыки. И время от времени восполнять (вспоминать) их, особенно перед зимним сезоном. Для подобных упражнений идеально подошла бы заледенелая площадка, т.к. именно на ней очень хорошо можно почувствовать момент блокировки колес и выработать правильные навыки остановки автомобиля. Но если таковой не имеется, то для начала подойдет даже сухой асфальт.

Все приведенные упражнения лучше выполнять на сравнительно малой скорости. Здесь главное наработать, так называемую, мышечную память.

Упражнения на автомобиле с АВS

Разогнавшись и резко нажав на тормоз, попробуйте почувствовать момент срабатывания АВS, отработайте принцип «сломай педаль». Т.е. жмите на педаль тормоза что есть силы до полной остановки.

Если у вас изначально отсутствовала привычка прерывистого нажатия на педаль тормоза, то с тренировками можете не усердствовать — в экстремальной ситуации с перепугу вы будете жать на тормоза как надо.

Если же в вас сидит привычка прерывисто жать на педаль тормоза, например вы пересели с более простого автомобиля, то тут уж вам придется постараться. Нужно будет отучиться от первоначального навыка и научиться жать на тормоза с постоянным усилием не отпуская педали.

Упражнения на автомобиле без АВS

Разогнавшись и резко нажав на тормоз, попробуйте избавиться от рефлекса жать на педаль что есть силы, и при первых признаках блокировки колес отработайте прерывистые ударные нажатия на педаль. Закреплять такой навык можно при любом более-менее резком торможении даже не реальной дороге.

На площадке также оттренируйте различные способы импульсного торможения, сравните разницу в замедлении при применении различных способов.

Если под колесами лед, то на малой скорости попробуйте отработать торможение при одновременном повороте руля (уход от препятствия). Сравните разницу в управляемости авто при торможении юзом.

Оборудован ли ваш автомобиль электронными помощниками или нет, в любом случае не следует забывать, что длина тормозного пути, в первую очередь, зависит от скорости движения и состояния покрытия дороги. Причем влажное покрытие увеличивает тормозной путь примерно в 1,5 раза, укатанный снег или лед в 3 — 5 раз(!).

В любом случае безопасная дистанция, скорость и своевременный прогноз опасности должен быть превыше всего!

© www.AutoPrepod.ru

Разведка боем. Некоторые хитрости опытных водителей.

Временами, как правило, зимой, возникает необходимость прямо на ходу удостовериться на сколько хорошо колеса цепляются за дорогу.

Самый верный и надежный способ – при движении по прямой на сравнительно небольшой скорости нажать на педаль тормоза и прочувствовать момент начала блокировки колес (срабатывание ABS). Думаю, излишне напоминать о необходимости перед этим посмотреть в зеркало заднего вида и убедиться в безопасности такого торможения.

Обычно при первых заморозках это самый быстрый способ определить, мокрая ли дорога под колесами или тонкая прослойка воды превратилась в лед. А такое возможно уже при температуре +3ºС за бортом. Первыми начинают леденеть мосты и эстакады, они находятся над землей и лучше обдуваются, поэтому охлаждаются быстрее.

Такими нехитрыми тренировками (начинать желательно на площадке) можно развить у себя чувство сцепления колес с различными покрытиями и попутно натренировать глазомер в определении необходимых расстояний для остановки с различных скоростей. Так сказать, наработать опыт. Но не забывайте о мерах безопасности.

Старайтесь резко не тормозить на линиях дорожной разметки, т.к. можно поскользнуться и берегитесь свежеуложенного асфальта. Тонкая битумная пленка на его поверхности «смажет» любое торможение.

Внезапно сработавшая ABS или, чего хуже, визг колес при торможении – это сигнал о допущенной вами ошибки в оценке сцепления колес с дорогой. У опытного водителя таких неожиданностей практически не бывает, как в прочем и резких торможений.

Желаю вам поменьше неожиданных ситуаций на дороге!

Конец раздела


© www.AutoPrepod.ru — онлайн самоучитель, основы вождения

Важность

Если даже когда-то, несколько лет назад автомобилист и умел хорошо выполнять такой приём, то со временем, за ненадобностью, эти важные навыки были утрачены. Но этот навык нужно всегда помнить, особенно тем людям, которые заботятся о своей безопасности, а также о безопасности своих пассажиров. Умение быстро и правильно затормозить может сохранить не только автомобиль, но и жизнь и здоровье водителя и пассажиров. Пожалуй с этого навыка стоит начать повышение своей водительской квалификации каждому начинающему и уже опытному водителю.

Обязательно посмотрите видео:

Тренировка

Подавляющее большинство автовладельцев даже не знают, как будет вести себя транспорт, когда возникнет необходимость совершить экстренное торможение. Зачастую даже два разных автомобиля одной и той же модели в случае резкого нажатия на тормозную педаль поведут себя по-разному. Поэтому для того чтобы узнать, как отреагирует транспорт на такое движение ноги, нужно тренироваться. Лучше всего, если местом тренировки станет пустая прямая трасса. Процесс тренировки должен проходить в несколько этапов. Начинать следует с разгона до 30 км/ч. А затем после каждого «эксперимента» необходимо повышать скорость на 10 км/ч. Всё время нужно обращать внимание на поведение своего транспорта и стараться запомнить все нюансы.
Нередко автовладельцы словосочетание «экстренное торможение» понимают буквально. Но это неправильно. Тормозить следует на грани полной блокировки колёс. Если совершить торможение уже после блокировки, автомобиль сильно занесёт, тормозной путь станет длиннее в несколько раз. Даже водители с многолетним стажем совершают такую ошибку — резко нажимают на педаль и придавливают её к полу, а затем долгое время держат в этом положении.

Чтобы при возникновении экстренной ситуации на дороге полностью остановить машину, нужно не давить на педаль тормоза сразу, а лишь приложить начальное усилие и только потом резко нажать и ждать пока колёса полностью не заблокируются. Когда произойдёт блокировка колёс, нужно уменьшить давление на педаль, чтобы предотвратить занос. Затем давление снова увеличивается, и так чередуется несколько раз. Таким образом, нужно прерывисто и быстро нажимать и приотпускать педаль тормоза, чтобы обеспечивалась максимально быстрая остановка машины и при этом сохранялась её управляемость.

Техника торможения и возможные ошибки

Под сочетанием «экстренное торможение» подразумевается не простое нажатие на педаль до упора, а целая серия отработанных, аккуратных, отточенных движений. Блокировка колес должна проходить плавно, равномерно, иначе автомобиль занесет, и тогда вы просто потеряете управление. Чтобы контролировать транспортное средство в непредвиденной ситуации и сократить тормозной путь, ни в коем случае не жмите на педаль до упора, удерживая ее в таком положении до остановки.

Действия необходимо согласовать и выполнять в такой последовательности:

  • легко нажмите на педаль тормоза, совершая лишь начальное усилие;
  • максимально выжмите тормоз, добиваясь полной блокировки колес;
  • ослабьте усилие, снимая блокировку;
  • вновь выжмите педаль до упора.

Данные действия следует выполнять до полной остановки автомобиля. Техника экстремального торможения по-другому называется импульсной и состоит из чередующихся движений то максимального, то ослабленного нажатия на тормоз. Преимущество импульсного способа в возможности контролировать процесс торможения и в защите от опасного заноса.

Постоянные тренировки приводят к поразительным результатам. Например, профессиональные гонщики в течение 1 секунды выполняют до 12 различных действий, совмещая управление рулем, рычагом коробки передач и тремя педалями. За этот же минимальный промежуток времени они производят около 8 тормозных импульсных движений.

Гонщики экстра класса в сложной обстановке могут воспользоваться любым из 150 отработанных приемов торможения – от бокового соскальзывания до полностью контролируемого вращения. Бывает, что в экстремальных ситуациях недостаточно просто отрегулировать занос, и тогда приходится использовать контактное торможение, проще говоря, направлять свой автомобиль в сторону ближайшей преграды – дерева или телеграфного столба.

Зависимость способа торможения от состояния дороги

Кроме умений быстро реагировать, используя преимущества техники, необходимо учитывать качество дорожного покрытия и погодные условия. Рассмотрим, как следует поступать в том или ином случае:

  • Сухая асфальтированная дорога. Выгодные условия для торможения, главное – не переусердствовать. Следует нажать на тормоз изо всех сил, а затем плавно ослабить движение, чтобы автомобиль окончательно не ушел в юз.
  • Заснеженная трасса. Это тот случай, когда не требуется ювелирная работа, а достаточно максимальной блокировки колес. Перед зафиксированными колесами образуются снежные валы, увеличивающие эффективность процесса торможения.
  • Гололед или проливной дождь. Лучшее решение – плавно и равномерно давить на тормоз, создавая череду импульсов. С уменьшением скорости увеличивать время давления и силу нажатия. Если одновременно понижать передачи – торможение будет более эффективным.
  • Использование ABS. Антиблокировочная система самостоятельно организует процесс экстренного торможения, достаточно одного мощного нажатия на педаль тормоза. Около 15 раз в секунду на все колеса будут посланы импульсы, благодаря которым не только сократится тормозной путь, но и появится возможность отрегулировать направление движения с помощью руля, не отвлекаясь на педали. Одна из новейших систем — Brake Assist — после сильных ударов по тормозам анализирует критическую ситуацию и находит оптимальное решение.

Во время торможения старайтесь крепко держать руль, расположив обе руки симметрично в верхней его части. Прижмитесь к сиденью, чтобы всем телом ощущать малейшие изменения движения автомобиля. И, конечно, вовремя меняйте шины – «лысая» резина не раз становилась виновницей автоаварий.

Регулярные тренировки, отработанные навыки и знание особенностей собственного автомобиля – гарантия безопасности во время чрезвычайной ситуации на дороге.

Определение

Применяется в ситуациях, когда необходимо максимально быстро остановить транспортное средство – во избежание дорожно-транспортного происшествия.

Причиной является дефицит времени, критическое расстояние. Подразумевается интенсивное замедление с использованием систем автомобиля.

Могут быть использованы различные способы прекратить движение:

  • традиционные;
  • нетрадиционные.

Выбор определенного осуществляется исходя из коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием, а также других условий ДД.

Основная задача подобного мероприятия – остановка за короткий отрезок времени с прохождением минимального расстояния. Именно это позволяет свести к минимуму вероятность возникновения аварии.

Важным параметром является путь остановки ТС. Он зависит от скорости машины, а также состояния дорожного покрытия:

Основным условием успешного ЭТ является хорошо работающая система снижения скорости. Масса автомобиля в большинстве ситуаций как такового относительно невелика. В связи с чем оборудование аварийным краном не осуществляется.

Исключением является «ручник» — когда колодки заднего колеса приводятся в действие через ручной привод при помощи специальных тросов.

Факторы, влияющие на успешность остановки с минимальными затратами времени:

  • скорость реакции водителя;
  • состояние резины, установленной на ТС;
  • состояние дорожного покрытия.

Отдельно стоит отметить, что существуют некоторые нюансы, связанные с наличием специальным тормозных систем – например, ABS. Расшифровывается ABS – Anti-lock Braking System.

Современные устройства для остановки делятся на пневматические и гидравлические. Благодаря таковым относительно небольшое усилие, переданное через педаль, позволяет достаточно быстро остановить машину.

В каких случаях применяется экстренное торможение

При рассматриваемом маневре обязательно необходимо следовать определенным правилам, причем они распространяются почти на всех без каких-либо исключений.

Наиболее важный момент – это не допустить блокировки колес в процессе уменьшения скорости. Когда они просто перестают крутиться. В подобной ситуации управление автомобилем падает почти до 0, что нередко ведет к авариям.

Если водитель чувствует, что машина резко перестала слушаться управления, то следует убрать ногу с педали тормоза:

Перед светофорами и перед животными нередко требуется снизить скорость перемещения максимально быстро.

Особенно часто ситуации подобные возникают в местах в сельской местности. Когда на скорости водитель замечает на дорожном полотне крупный рогатый скот. В данных обстоятельства требуется быстро сбросить скорость.

Подобная ситуация как раз подпадает под определение ситуации, когда экстренное торможение вообще допускается к использовано.

В правилах дорожного движения достаточно подробно описаны обстоятельства, когда использование подобного способа снижения скорости движения вообще возможно:

  • при выявлении неудовлетворительной работы тормозных систем;
  • при появлении сигнала ЭПК – во избежание продольных реакций – подобное имеет место в автопоезде;
  • если установлен в процессе движения полный отказ работы всех тормозов;
  • в зимний период времени – если при подъезде к железной дороге не получен должны тормозной эффект;
  • при падении давления в ТС.

Основным нормативным документом, определяющим вопрос использования подобного торможения, является Пункт №6.14 ПДД. В нем подробно рассматриваются все ситуации, когда имеет место.

Необходимо заранее проработать все основные моменты. Вовремя остановившись можно избежать столкновения, аварии.

По статистике 30% ДТП на территории РФ имеют место как раз по причине неисправности тормозных систем.

Для предотвращения аварии следует не только уметь использовать тормозные системы вовремя, но и соблюдать дистанцию. Особенно если впереди одновременно движется большое количество машин.

Согласно п. 6.14 ПДД определяется, что использование подобного способа остановки применяться может только если:

  • возможна авария с транспортным средством и объектами дорожной инфраструктуры;
  • дорогу переходит пешеход и возможен наезд на него.

В зимний период времени возможен занос, блокировка колес. Допускается продолжать движение на желтый свет светофора. Либо, когда регулировщик поднимает руку и обозначает необходимость остановки транспортного средства.

Стоит помнить, что резкое прекращение движения может стать полной неожиданностью для того, кто движется позади. Что может спровоцировать серьезную аварию.

Потому прежде, чем прибегнуть к подобному способу, важно посмотреть в зеркало заднего вида либо просто повернуть голову назад.

Стоит помнить, что водитель движущегося позади транспортного средства может попросту не успеть вовремя среагировать. Дистанция для остановки нередко просто недостаточна.

Отчасти причиной тому является отсутствие в ПДД точной информации о том, какое именно расстояние между машинами должно быть в процессе их движения.

Под термином «безопасное расстояние» при движении ТС может фактически подразумеваться любое.

Существует достаточно много обстоятельств, когда причиной аварии стала прижимистость едущих позади транспортных средств. Резко нажимать на педаль тормоза следует лишь в когда имеется действительно серьезная необходимость.

Что такое ходовые огни на автомобиле по ПДД, объясняется в статье: ходовые огни в ПДД.

Запрещено или разрешено

Маневр сам по себе представляет опасность – потому использовать его нужно крайне осторожно. Важно заранее ознакомиться со всей спецификой его применения, различными нюансами. Все таковые стоит заранее проработать.

Только так можно избежать проблем и серьезных аварий. Разрешено применять маневры лишь в обстоятельствах, когда это действительно необходимо. Например, чтобы избежать травм, ДТП.

В противном случае вождение будет идентифицировано как опасное. Потому необходимо будет заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами – иначе же работники ГИБДД попросту могут наложить достаточно серьезный штраф на водителя.

Относительно недавно в КоАП появилось новое нарушение, которое подразумевает штраф за свершение непредсказуемых и опасных действий на дорогах.

Водителю важно следить за техническим состоянием собственного транспортного средства. Так как только так можно будет не допустить стандартных ошибок, которые зачастую имеют место.

Нередко может просто не получиться выполнить остановку вовремя. Например, если когда тормозные системы находятся в плачевном состоянии.

Важно следить за давлением в гидравлической системе, а также за состоянием колодок транспортного средства. Сегодня многие станции технического обслуживания попросту продают диагностические карты. И автомобили по факту находятся в аварийном состоянии.

Как раз это и является основной причиной серьезных проблем. Существуют различные ситуации, требующие экстренных мер при остановке. Важно со всеми ними внимательно ознакомиться.

Выжимать ли педаль сцепления?

При торможении без АБС риск заглушить двигатель возникает не перед остановкой, как с АБС, а в самом начале торможения. Ведь заблокированные — остановленные колеса, соединенные с двигателем передачей, останавливают его… Особенно, на скользкой дороге при торможении «в пол» на передаче мотор глохнет в миг. И последующие попытки ускорения могут потерпеть неудачу. Кроме того, при заглушенном двигателе отключается усилитель тормозов и руля, что осложняет управление машиной.

Поэтому при экстренном торможении юзом выжимайте педаль сцепления сразу — в начале торможения.

Возможные последствия

Действия рассматриваемого типа на дороге имеют определенные последствия. И с ними нужно будет заранее ознакомиться. Только так можно не допустить стандартных ошибок.

Причем последствия имеют место не только в виде ДТП, аварии или же иных неприятностей. Но в том числе для самого автомобиля.

Стандартные и наиболее частые последствия действий:

  • увеличение износа шин автомобиля;
  • ускоренное стирание тормозных колодок транспортного средства;
  • износ элементов трансмиссии участвующих в торможении;
  • повышение расхода топлива.

Причем в некоторых автомобилях повреждения возникают прямо на ходу. Например, часты разламывания тормозного диска.

Когда колодки зажимают таковой и сам диск просто рассыпается. Это может стать причиной серьезных неприятностей, в том числе аварии. Ещё одна проблема, возникающая достаточно часто – это повреждение гидравлической системы.

Примеры повреждения тормозного диска на Honda CR-V после применения экстренного торможения:

Когда в слабых местах вытекает тормозная жидкость. Если автомобиль остановился очень резко, с минимальными затратами времени, то стоит при первом же удобном случае остановиться и проверить его техническое состояние.

Когда водитель не виноват

Даже если имеет место ДТП и пострадали другие участники дорожного движения – управляющий ТС не обязательно виновен. В каждом случае рассматривается индивидуально.

Водитель останется полностью невиновен в следующих:

  • если впереди едущий применил ЭТ;
  • возникли технические неисправности в самом авто – при этом сам в этом не виноват;
  • на дорогу выбежал пешеход и потребовалось применить ЭТ;
  • иные, когда применения способа остановки было просто не избежать.

Важно помнить, что методы снижения скорости следует применять только в определенных обстоятельствах. В некоторых из них грозит не только серьезный штраф, но также лишение водительского удостоверения.

Не стоит допускать таких обстоятельств. Так как это может стать причиной серьезных неприятностей. Процесс перемещения имеет свои тонкости, особенности.

Наказание за нарушения ПДД

В законодательстве именно за экстренное торможение какой-либо ответственности не предусмотрено. В то же время если возникло ДТП – то наказание может иметь место. Его мера напрямую зависит как раз от того, насколько серьезным стало ЧП на дороге.

При наличии существенного ущерба, нанесения вредя и причинения смерти по неосторожности возможно даже лишение водительского удостоверения.

Отдельно нужно рассматривать обстоятельства, когда имеет место столкновение различных участников дорожного движения – когда один из водителей врезался во впереди едущую машину.

В таком случае даже если последний применил ЭТ будет достаточно сложно доказать его вину. Каждый случай рассматривается индивидуально. Важно заранее ознакомиться со всеми тонкостями.

Лучшее решение – внимательно изучить ПДД и не допускать ситуаций, когда имеет место такового рода нарушения.

Использование данного способа допускается лишь в крайнем случае, когда иным способом избежать происшествия будет попросту невозможно. Существует достаточно много судебных разбирательств возникших как раз по причине таких действий водителей.

Разрешается ли езда в междурядье на мотоцикле по ПДД, говорится в статье: ПДД для мотоциклистов.

Какое ждет наказание за невыполнение требования уступить дорогу, смотрите на странице.

Про движение по автобусной полосе узнайте из этой информации.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.